"Развиваем самоконтроль у дошкольника ребёнка"

 

"Развиваем самоконтроль у дошкольника ребёнка"

     Важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей - хорошая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, его возможности в познании окружающей действительности становятся шире, а отношения со сверстниками и взрослыми содержательнее и полноценнее, и как следствие, активнее осуществляется его психическое развитие.

     Для детей с нарушением устной речи характерны снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления, недостаточность саморегуляции. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, истощаемостью, а так же состоянием повышенной возбудимости, импульсивности и неусидчивости, что ведет к различного рода ошибкам в выполнении заданий. В результате снижается внимание и задерживается формирование самоконтроля речевой деятельности.

     Обучение детей, имеющих недостатки произносительной стороны речи один из самых сложных и трудоемких процессов в работе учителя-логопеда.

     Для того, чтобы работа по автоматизации и дифференциации (различению) поставленных звуков была эффективной, проходила в более короткие сроки необходимо, чтобы контроль над поставленными звуками осуществлялся постоянно.

     Задача родителей заключается в том, чтобы, выполнять задания логопеда в рабочих тетрадях, содержание которых наполнено именно тем звуком, который в данный момент необходимо автоматизировать. Родитель должен контролировать, чтобы ребенок правильно произносил автоматизируемый звук во время выполнения всех заданий. Но, все-таки, самым главным является то, чтобы взрослый постоянно осуществлял контроль над поставленным звуком в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Когда ребёнок учить стихотворение для утренника, то необходимо также произносить данный звук правильно!

     Ведь одна из важнейших задач всего процесса работы над звуком состоит в том, чтобы у ребёнка не сформировалась так называемая «кабинетная речь», когда звук произносится правильно только в присутствии логопеда, только когда ребёнок заходит в логопедический кабинет или открывает логопедическую тетрадь с заданиями.

     Контролировать произношение звука надо тактично, в спокойной форме. Если это начальный этап автоматизации, то ребенку можно напомнить о положении органов артикуляции: «Язычок, вверху» (автоматизация [Л, Ш, Ж]) или «Губки улыбаются, язычок внизу» (автоматизация свистящих звуков). Если же этот прием не помогает, взрослый должен выделять автоматизируемый звук из ряда других звуков в слове, произносит его более длительно и четко. Когда автоматизация звуков у ребенка проходит более долгий период, то родителю достаточно напомнить «Говори правильно!» Ребенок сразу же понимает, что надо исправить неправильное произношение.

     Период автоматизации звуков длительный и сложный. От того как он пройдет, зависит сможет ребёнок пользоваться звуком в жизни или нет. Ребенку необходимо сломать стереотип неправильного произношения, который сложился у него на протяжении нескольких лет.

     Навык самоконтроля у детей формируется только к началу обучения в школе, поэтому сами контролировать себя они не могут, им постоянно необходима помощь взрослого. Поэтому перед взрослыми (учитель-логопед, родители, воспитатели и т.д.) встает важнейшая задача по формированию навыка самоконтроля у ребенка в повседневной жизни.

      Операции самоконтроля речевой деятельности являются включенными в структуру всех речевых действий, играют существенную роль в осознанном усвоении языковых и речевых средств, формировании языковой компетентности и речевой коммуникации (П. К. Анохин, Т. В. Ахутина, П. Я. Гальперин, Ж. М. Глозман, С. Н. Карпова, А. Р. Лурия, М. И. Лисина, Л. С. Цветкова).

     Проблема формирования речевого самоконтроля – одна из наиболее актуальных в коррекционной педагогике. Недоразвитие функций речевого самоконтроля – основная причина так называемого «эффекта логопеда», при котором сформированные умения и навыки зачастую проявляются у детей только в условиях логопедического кабинета. В силу того, что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно. Поэтому так необходим навык речевого самоконтроля.

     У детей, имеющих нарушения речи, регулирующая и контролирующая функции речи формируются с задержкой и неполноценно. Таким образом, формирование и развитие навыка самоконтроля звукопроизносительной стороны речи у детей на специальных коррекционных занятиях, его совершенствование в свободной деятельности повышает качество устной речи и способствует более эффективному осуществлению процесса коммуникации. Очевидно, что самоконтроль — явление сложное, многогранное, а формирование навыков самоконтроля — процесс длительный, требующий систематического и индивидуального подхода.

     В своей речи мы, взрослые, очень часто делаем мелкие ошибки и исправляем их так быстро, что никто и не успевает их заметить. Такое быстрое выявление и исправление ошибок обуславливается процессом самоконтроля и самокоррекции. Детям с речевыми нарушениями очень трудно контролировать свою речь. Однако можно и даже нужно развивать у них самоконтроль и способность самостоятельно исправлять и изменять свою речь. Для достижения максимально положительного эффекта в коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников можно использовать стимульный материал (в виде дидактических игр) на развитие самоконтроля в процессе автоматизации поставленных звуков. Данный материал предназначен для логопедов, а так же для воспитателей, методистов дошкольных учреждений и, конечно, заинтересованных родителей детей дошкольного возраста.

     Все игры имеют определенный сюжет, который облегчает ребенку процесс ежедневной работы по автоматизации звуков. Материал может быть применен на любом этапе автоматизации звуков (как сначала в слогах, так и потом в словах, словосочетаниях, предложениях и в речи) и включает в себя элементы самоконтроля.

     Предлагаю несколько игр, которые помогут улучшить навыки самоконтроля у дошкольников при автоматизации поставленных звуков.

Игра «На болоте».

   Цель: автоматизация поставленного (в слогах, словах или предложениях – зависит от этапа автоматизации; речевой материал подбирается логопедом с учетом произносительных возможностей ребенка, максимально наполненный автоматизированным звуком и располагается в порядке усложнения). Ребенку предъявляется сюжетная картинка с изображением болота и предметные картинки с изображением лягушек. Затем предлагается повторить за логопедом слоги (слоговые ряды, слова и т.д.), следя за правильным произношением звука «Л». При этом ребенку объясняются условия игры:

    I вариант: Если при повторении речевого материала допускается ошибка (звук пропускается или произносится неправильно), то на болото прискакивает лягушка. В конце игры ребенок наглядно видит, сколько он допустил ошибок и может сравнить свои результаты с предыдущими.

   II вариант: На болоте уже сидят лягушки. Если ребенок повторяет речевой материал правильно, то лягушка исчезает.

     В результате на болоте не должно быть ни одной лягушки. При любом варианте игры, ребенок старается, чтобы болото было без лягушек. Запоминает свои результаты, постоянно их сравнивает с предыдущими и радуется, если удалось в этот раз сделать меньше ошибок.

Игра «Остров сокровищ».

   Цель: автоматизация любого поставленного звука. Ребенку предъявляется сюжетная картинка с изображением острова в океане и предметные картинки: сундуки с сокровищами, корабли, пират.

    I вариант: На побережье острова разложены картинки с изображением сундуков. Если при повторении речевого материала допускается ошибка (звук пропускается или произносится неправильно), то пират на корабле увозит сундуки с сокровищами с острова. В конце игры подсчитывается, сколько на острове осталось сундуков. Чем больше осталось, тем лучше, т.к. меньше пиратов смогли увезти с острова сундуки с сокровищами.

    II вариант: Если ребенок повторяет речевой материал правильно, то пират привозит на остров сундуки с монетами. При этом изначально картинки с сундуками лежат на корабле.

     По окончанию игры подсчитывается количество привезенных сундуков. Чем больше сундуков оказалось на острове, тем лучше результат.

Игра «Джунгли».

   Цель: автоматизация звука «Р». Ребенку предъявляется сюжетная картинка с изображением джунглей и предметные картинки с тиграми.

   I вариант: На сюжетную картинку раскладываются картинки с тиграми. Если при повторении речевого материала допускается ошибка (звук пропускается или произносится неправильно), то при каждой ошибке, из джунглей убегает тигр и ребенок одновременно с этим длительно произносит звук «Р». В конце игры видно, если в джунглях осталось много тигров, значит допускалось мало ошибок.

   II вариант: Если ребенок повторяет речевой материал правильно, то тигр радуется, услышав его любимый звук, прибегает в джунгли и при этом рычит. (Ребенок длительно произносит данный звук). Если в конце игры ребенок видит много тигров на сюжетной картинке, значит допущено минимальное количество ошибок или их совсем нет.

     Количество предметных картинок с тиграми так же подсчитывается.

     Ценность этих дидактических игр состоит в том, что сам процесс обучения они делают эмоциональным и при достаточно большом количестве повторений сохраняют интерес к заданиям. Немаловажно отметить, что при использовании таких игр, у детей создается ситуация успеха в учебной деятельности, формируется чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости от полученных знаний и умений.

     Таким образом, применение игр, направленных на формирование функций самоконтроля в процессе автоматизации поставленных звуков, позволяет научить детей оценивать собственное произношение, активизировать слуховое внимание, способствует формированию навыков самоконтроля, закреплению и применению полученных знаний и умений в различных речевых ситуациях.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Игровой самомассаж

Физкультминутки на разные звуки.

Закончи стихотворение