Консультация для родителей «Пословицы в развитии речи дошкольника»
«Пословицы в развитии речи дошкольника»
Выдающиеся русские педагоги высоко ценили
воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с
детьми, в учебных книгах. Чаще всего они применяли пословицы в старших группах
и начальных классах.
Пословицы и поговорки,
писал К.Д. Ушинский, помогают «выломать детский язык на русский лад и развивать
в детях чутьё к звуковым высотам русского языка».
Последователь великого
русского педагога методист В. И. Водовозов видел ценность народных пословиц в
том, что они знакомят детей с нравственными правилами, с «понятиями об
окружающей природе, о различных отношениях к людям, о доме и хозяйстве, о науке
и промыслах, - со всем его бытом семейным и общественным». Высоко ценили
значение пословиц и другие выдающиеся представители русской педагогики – Л.Н.
Толстой, И.И. Паульсон, В.А. Флерова и др. Они показали лучшие образцы широкого
использования пословиц в педагогических целях, воспитательной работе.
Почётное место в истории
дошкольного воспитания занимает Аделаида Семёновна Симонович. Она рекомендовала
знакомить малышей с пословицами до чтения и письма, как только дети начнут
понимать мысли, научатся выражать их.
В возрасте шести семи лет
ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более
обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более
любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы почему? отчего? зачем?
Именно поэтому Симонович рекомендовала знакомить с пословицами детей старших
групп дошкольного возраста.
В пословицах и поговорках
находится «мысль, которая даёт богатый материал для развития детского
мышления».
Методы
применения пословиц
Сначала надо знакомить
детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать более сложные, «от
пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме
переходить к семейным отношениям».
К каждой пословице
необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и
растолковать детям.
Много полезных советов о
том, как применять пословицы и поговорки в детских садах, содержится в работах
педагогов по дошкольному воспитанию советского периода – А.М. Леушиной,
А.П.Усовой и других учёных. А.М. Леушина совершено справедливо считала пословицы
одним из необходимых средств, способствующих развитию речи. «Сказки, былины,
песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей. Они
раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость…
В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также
простота, выразительность и сила народной речи». Пословицы, по её мнению,
являются важнейшим средством развития логической мысли и речи ребёнка: «
Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения,
народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику…
Пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости,
заключённой в предельно сжатую форму».
Воспитателям детских
садов необходимо широко использовать этот вид фольклора, органически увязывая
его со всей жизнью детей: про слишком шумно бегущего ребёнка можно заметить:
«Конь бежит – земля дрожит». Или зимой при одевании: «Береги нос в большой мороз»,
при быстро выполненной, но некачественно работе можно сказать: «Поспешишь –
людей насмешишь».
Иногда пословицы надо
давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом
пословицы. Например, что значит, когда говорят: «Мастер на все руки!»
Естественно, что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы;
переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным
даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и
саночки возить» и др. (Пример)
Очень важно, чтобы
воспитатели сами имели запас пословиц и употребляли, вспоминали бы их к какому
– либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатели
сами употребляют пословицы, то это, несомненно, воспримут и дети. Во время экскурсии
в лес очень важно вспомнить пословицы о лесе, о птицах, о диких животных. На
эту тему есть огромное количество пословиц, доступных для детей. Есть пословицы
почти обо всех видах деревьев, о диких животных, о птицах.
В настоящее время речь
многих детей имеет дефекты: неправильное звукопроизношение, искажение звуков,
невыговаривание звуков, замена одних звуков другими и т.д. В дошкольный период,
возможно, исправить почти все недостатки в речи. Задача воспитателей –
не проходить мимо неправильной речи, тут нужна постоянная, систематическая
работа и воспитателей и логопедов. Исправление речи – процесс
длительный, он требует систематической работы и в семьях, и в детском саду, и
со специалистами – логопедами. Нужно применять ряд главных, основных средств,
способствующих исправлению речи. Вспомогательную роль могут сыграть в этом деле
и народные пословицы.
Выдающийся русский
педагог И.И. Паульсон много занимался этим вопросом, подбирал такие пословицы и
поговорки (чистоговорки) для того, чтобы дети их повторяли и учились говорить
чисто.
Комментарии
Отправить комментарий