Изучение многозначности слов с детьми логопедической группы
Многозначность слова, т.е. его способность одновременно с основным значением выражать целый ряд других значений, возникающих в результате переносного употребления основного значения, - важнейший источник словарного богатства русского языка.
Название одного предмета, действия или признакам может по какому-то сходству переноситься на другой предмет, действие, признак, и слово в этих случаях употребляется не только в прямом, но и переносном значении.
Работа над многозначными словами носит практический характер и состоит из следующих этапов:
1. Наблюдения, которые подходят детей к осознанию многозначности слов в тексте;
2. Упражнения в определении данного лексического понятия в тексте;
3. В использовании многозначных слов детьми в собственной речи ( составление словосочетаний, предложений с разными значениями одного слова, пересказ рассказов).
Вот некоторые примеры текстов, их можно использовать при изучении темы.
МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА СО ЗНАЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТНОСТИ
Вот шофёр - какой чудак:
Он поесть не мог никак.
Потому что спозаранку
Он крутил - вертел баранку.
А зачем крутил - вертел?
Лучше взял бы да и съел!...
А. Шибаев
Хвосты
Есть хвост
У падающих звёзд,
И у семян бывает хвост,
У птиц у самолёта -
Он нужен для полёта.
Хвостом корова
Бьёт слепней,
Когда они кусаются.
Для скорпионов
Хвост важней:
Они хвостом сражаются!
Ю. Коринец
Колокольчик
Растёт в лесу цветок, голубой, как небо, и такой глубокий, что каждое утро в нем собирается роса, как в чашечке. Капля за каплей, капля за каплей - полный цветок. И тогда тоненький стебелек наклоняется, и чашечка опрокидывается. Кап-кап, динь-динь! Звенят капельки, ударяясь о траву. Птицы слышат это и начинают щебетать: Утро, утро наступило! А цветок роняет капли и звенит как колокольчик. Будит стрекоз и бабочек. Так его и называют - колокольчик. Да он и похож на него.
Г. Поташникова
МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА СО ЗНАЧЕНИЕМ ДЕЙСТВИЯ
Кашевары
Мы варили утром кашу, С кашей нам не повезло, Потому что нашу кашу Жаром-паром развезло. Из кастрюли лезет каша, Крышку держит зря Наташа. Каша хочет убежать... Как нам кашу удержать? Подставляйте ложки, Черпаки и плошки.
Е. Авдиенко
Однажды я бродил в лесу, Смотрю - уж вечер на носу, На небе солнца больше нет, Остался только красный след. Примолкли Ели. Дуб уснул. Во мгле орешник потонул. Затихла сонная сосна. И наступила тишина.
И. Токмакова.
Золотой дождь
Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И так налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки - багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.
Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щёлкнет - сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся - брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит - закружится пёстрый смерч.
Ёлочки листьями укрылись. Папоротники под листьями пригрелись. Грибы по листьями спрятались.
Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.
Шумит золотой дождь.
По Н. Сладкову
В рассказе можно рассмотреть и случаи многозначности слов со значением признака.
МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА СО ЗНАЧЕНИЕМ ПРИЗНАКА
Золотые руки
Руки не из золота. Золотые руки Не боятся холода. В ссадинах, В мозолях Руки эти. Самые нужные Руки На свете.
В. Коркин
Солнце золотое Золотые льёт лучи. В поле дружною стеною Золотые усачи. Шевелят они усами И тихонько шелестят... Дни сменяются ночами, А они стоят, стоят. А когда уходят с поля Золотые усачи, В нашей печке золотятся Золотые кулачи.
В. Белов
Золотая речка
Вите подарили золотых рыбок. Они плавали в большой банке с водой. Солнечный луч заглянул в банку и крошечным солнышком разлёгся за золотом песочке. А рыбки Каждая их чешуйка переливалась и блестела.
- Бабушка! - закричал Витя. - Иди скорей, посмотри! И откуда только берутся такие рыбки? Видно, они в золотой речке живут. В самой красивой! Знаешь, где? Далеко-далеко. Вот вырасту - пойду эту речку искать. Буду всё идти, идти, пока не найду!
Бабушка посмотрела на Витю.
- Далеко, говоришь? А Быстрянка наша? Чем она не хороша? Погляди на неё попристальней. Окуньки в ней водятся золотистые. А кувшинки в бочажке? Не золотые, что ли? А песок на дне? А струйка каждая, когда солнышко играет? И ходить далеко не надо. Речка золотая совсем рядом, - сказала бабушка.
В. Донникова
Непосредственно лексические упражнения сочетаются с работой над словосочетанием и предложением, формированием у детей монологической и диалогической речи. Дети задают друг другу вопросы по содержанию рассказов и отвечают на них.
При работе над темой используются два способа толкования лексического значения многозначных слов: контекстуальный и наглядный.
Контекстуальный способ обычно применяется при уточнении смысла многозначного слова. Сущность его заключается в том, что в контексте реализуется только одно из значений многозначного слова.
Вова набрал полную корзину лисичек. (Грибы.)
У лисичек были длинные пушистые хвосты. (Звери.)
Используются приёмы, которые дают детям возможность самостоятельно оценивать конкретный языковой материал, заниматься речевым творчеством: прослушивание стихов, текстов и самостоятельное выделение из них многозначных слов. Например:
Он в руки баранку Берёт спозаранку И крутит то влево, То вправо баранку. -Давайте меняться, - Ему говорю, - Я вам за баранку Калач подарю! Но он головою Качает в ответ: - Я с этой баранкой Объеду весь свет!
Я. Пишумов
Вопросы
1.Какое многозначное слово есть в этом стихотворении?
2.Что обозначает слово баранка?
3.Чем похожи эти предметы?
4.На какой вопрос отвечает слово баранка?
5.Какой предмет обозначает это слово? ("Живой", "неживой".)
Расшумелся самовар, Поднимает крышку пар, В потолок и стену бьёт. Ване мать кричит: - Уйдёт! - Не уйдёт, - Сказал сынок, - Дверь я запер на крючок!
А. Власов, М. Сточик
Вопросы
1.Какое слово не понял Ваня?
2.Какое значение имеет слово уйдёт в стихотворении?
3.Какие ещё значения может иметь слово уйдёт?
Можно предложить следующие разновидности контекстуального толкования многозначных слов.
1. Составление по образцу логопеда словосочетаний с данными многозначными словами.
Колокольчик (душистый, железный).
Гребешок (пластмассовый, петушиный).
Бежит (ручей, время, спортсмен, молоко).
Идёт (снег, автобус, передача, человек).
2. Составление предложений с данными многозначными словами. В целях повторения детям предлагается составлять схемы предложений и указывать на схеме многозначное слово или определять, каким по счёту в предложении стоит многозначное слово.
У Кати в пенале лежит новая ручка.
У малыша забинтована ручка.
Спортсмен быстро бежит к финишу.
После дождя по дороге бежит ручеёк.
Быстро бежит время, скоро я пойду в школу.
3. Составление предложений, в которых о морозе, ветре, реке, дожде говорилось бы как о живых предметах.
Мороз рисует на окнах узоры.
Река заснула под крепким льдом.
Ветер воет.
4. Пересказы текстов с многозначными словами, выборочные пересказы, пересказы от первого лица, пересказы небольших текстов по ролям.
В данном случае монологическая и диалогическая речь (вопросы и ответы детей друг другу по содержанию пересказанных текстов, рассказов) формируется после предварительного разбора явления многозначности. Для пересказов можно предложить следующие рассказы: М. Пришвин "Золотой луг", В. Донникова "Золотая речка", Э. Киселёва "Молоко убежало", "Не достал!".
Наглядный способ толкования лексического значения многозначных слов заключается в подборе к слову картинок, которые определяют его разные значения. С помощью нескольких разных картинок на карточке дети определяют, какое многозначное слово они обозначают, и назвать это слово (глазок, крыло, гребешок, пятачок, нос, колокольчик, яблочко, батарея, песок, ствол).
Дети подбирают картинки к предложениям, загадкам.
По данной теме можно подобрать наглядный материал в виде предметных картинок на карточках, красочные иллюстрации для фланелеграфа - опорные картинки, используемые при пересказе детьми рассказов.
Комментарии
Отправить комментарий