Изучение многозначности слов с детьми логопедической группы

Многозначность слова, т.е. его способность одновременно с основным значением выражать целый ряд других значений,  возникающих в результате переносного употребления основного значения, - важнейший источник словарного богатства русского языка. 
Название одного предмета, действия или признакам может по какому-то сходству переноситься на другой предмет, действие, признак, и слово в этих случаях употребляется не только в прямом,  но и переносном значении. 
Работа над многозначными словами носит практический характер и состоит из следующих этапов:
1. Наблюдения, которые подходят детей к осознанию многозначности слов в тексте;
2. Упражнения в определении данного лексического понятия в тексте;
3. В использовании многозначных слов детьми в собственной речи ( составление словосочетаний,  предложений с разными значениями одного слова,  пересказ рассказов).
Вот некоторые примеры текстов,  их можно использовать при изучении темы.

МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА СО ЗНАЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТНОСТИ

Вот шофёр - какой чудак:
Он поесть не мог никак. 
Потому что спозаранку
Он крутил - вертел баранку. 
А зачем крутил - вертел?
Лучше взял бы да и съел!...
                          А. Шибаев 
            
            Хвосты
Есть хвост 
У падающих звёзд, 
И у семян бывает хвост, 
У птиц   у самолёта  - 
Он нужен для полёта. 
Хвостом корова 
Бьёт слепней, 
Когда они кусаются. 
Для скорпионов
Хвост важней:
Они хвостом сражаются!
                       Ю. Коринец 

           Колокольчик 
Растёт в лесу цветок,  голубой, как небо,  и такой глубокий,  что каждое утро в нем собирается роса, как в чашечке.  Капля за каплей,  капля за каплей  - полный цветок. И тогда тоненький стебелек наклоняется, и чашечка опрокидывается.  Кап-кап, динь-динь! Звенят капельки, ударяясь о траву.  Птицы слышат это и начинают щебетать: Утро, утро наступило! А цветок роняет капли и звенит как колокольчик. Будит стрекоз и бабочек. Так его и называют  - колокольчик.  Да он и похож на него. 
                                        Г. Поташникова

МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА СО ЗНАЧЕНИЕМ ДЕЙСТВИЯ 

            Кашевары 
Мы варили утром кашу, С кашей нам не повезло, Потому что нашу кашу Жаром-паром развезло. Из кастрюли лезет каша, Крышку держит зря Наташа. Каша хочет убежать... Как нам кашу удержать? Подставляйте ложки, Черпаки и плошки. 
                                                                                   Е. Авдиенко 

Однажды я бродил в лесу, Смотрю - уж вечер на носу, На небе солнца больше нет, Остался только красный след. Примолкли Ели. Дуб уснул. Во мгле орешник потонул. Затихла сонная сосна. И наступила тишина. 
                                   И. Токмакова. 

            Золотой дождь
Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И так налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки - багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. 
Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щёлкнет - сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся - брызнут листья по сторонам.  Ветер вдруг налетит - закружится пёстрый смерч. 
Ёлочки листьями укрылись. Папоротники под листьями пригрелись. Грибы по листьями спрятались. 
Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг. 
Шумит золотой дождь. 
                   По Н. Сладкову

В рассказе можно рассмотреть и случаи многозначности слов со значением признака. 

МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА СО ЗНАЧЕНИЕМ ПРИЗНАКА 

            Золотые руки
Руки не из золота. Золотые руки Не боятся холода. В ссадинах, В мозолях Руки эти. Самые нужные Руки На свете. 
                           В. Коркин 

Солнце золотое Золотые льёт лучи. В поле дружною стеною Золотые усачи. Шевелят они усами И тихонько шелестят... Дни сменяются ночами, А они стоят, стоят. А когда уходят с поля Золотые усачи, В нашей печке золотятся Золотые кулачи. 
                                                                                   В. Белов 

             Золотая речка
Вите подарили золотых рыбок. Они плавали в большой банке с водой. Солнечный луч заглянул в банку и крошечным солнышком разлёгся за золотом песочке. А рыбки Каждая их чешуйка переливалась и блестела. 
- Бабушка! - закричал Витя. - Иди скорей, посмотри! И откуда только берутся такие рыбки? Видно, они в золотой речке живут. В самой красивой! Знаешь, где? Далеко-далеко. Вот вырасту - пойду эту речку искать. Буду всё идти, идти, пока не найду!
Бабушка посмотрела на Витю. 
- Далеко, говоришь? А Быстрянка наша? Чем она не хороша? Погляди на неё попристальней. Окуньки в ней водятся золотистые. А кувшинки в бочажке? Не золотые, что ли? А песок на дне? А струйка каждая, когда солнышко играет? И ходить далеко не надо. Речка золотая совсем рядом, - сказала бабушка.
                  В. Донникова 

Непосредственно лексические упражнения сочетаются с работой над словосочетанием и предложением, формированием у детей монологической и диалогической речи. Дети задают друг другу вопросы по содержанию рассказов и отвечают на них.
При работе над темой используются два способа толкования лексического значения многозначных слов: контекстуальный и наглядный. 
Контекстуальный способ обычно применяется при уточнении смысла многозначного слова. Сущность его заключается в том, что в контексте реализуется только одно из значений многозначного слова. 
Вова набрал полную корзину лисичек. (Грибы.)
У лисичек были длинные пушистые хвосты. (Звери.)
Используются приёмы, которые дают детям возможность самостоятельно оценивать конкретный языковой материал, заниматься речевым творчеством: прослушивание стихов, текстов и самостоятельное выделение из них многозначных слов. Например:

Он в руки баранку Берёт спозаранку И крутит то влево, То вправо баранку. -Давайте меняться, - Ему говорю, - Я вам за баранку Калач подарю! Но он головою Качает в ответ: - Я с этой баранкой Объеду весь свет!
                       Я. Пишумов  
 
Вопросы
1.Какое многозначное слово есть в этом стихотворении?
2.Что обозначает слово баранка?
3.Чем похожи эти предметы?
4.На какой вопрос отвечает слово баранка? 
5.Какой предмет обозначает это слово? ("Живой", "неживой".) 

Расшумелся самовар, Поднимает крышку пар, В потолок и стену бьёт. Ване мать кричит: - Уйдёт! - Не уйдёт, - Сказал сынок, - Дверь я запер на крючок! 
                                                                        А. Власов, М. Сточик 

Вопросы
1.Какое слово не понял Ваня?
2.Какое значение имеет слово уйдёт в стихотворении? 
3.Какие ещё значения может иметь слово уйдёт? 


Можно предложить следующие разновидности контекстуального толкования многозначных слов.
1. Составление по образцу логопеда словосочетаний с данными многозначными словами. 
Колокольчик (душистый, железный).
Гребешок (пластмассовый, петушиный). 
Бежит (ручей, время, спортсмен, молоко). 
Идёт (снег, автобус, передача, человек). 
2. Составление предложений с данными многозначными словами. В целях повторения детям предлагается составлять схемы предложений и указывать на схеме многозначное слово или определять, каким по счёту в предложении стоит многозначное слово. 
У Кати в пенале лежит новая ручка. 
У малыша забинтована ручка.
Спортсмен быстро бежит к финишу. 
После дождя по дороге бежит ручеёк. 
Быстро бежит время, скоро я пойду в школу. 
3. Составление предложений, в которых о морозе, ветре, реке, дожде говорилось бы как о живых предметах.
Мороз рисует на окнах узоры. 
Река заснула под крепким льдом. 
Ветер воет. 
4. Пересказы текстов с многозначными словами, выборочные пересказы, пересказы от первого лица, пересказы небольших текстов по ролям. 
В данном случае монологическая и диалогическая речь (вопросы и ответы детей друг другу по содержанию пересказанных текстов, рассказов) формируется после предварительного разбора явления многозначности. Для пересказов можно предложить следующие рассказы: М. Пришвин "Золотой луг", В. Донникова "Золотая речка", Э. Киселёва "Молоко убежало", "Не достал!". 
Наглядный способ толкования лексического значения многозначных слов заключается в подборе к слову картинок, которые определяют его разные значения. С помощью нескольких разных картинок на карточке дети определяют, какое многозначное слово они обозначают, и назвать это слово (глазок, крыло, гребешок, пятачок, нос, колокольчик, яблочко, батарея, песок, ствол). 
Дети подбирают картинки к предложениям, загадкам. 
По данной теме можно подобрать наглядный материал в виде предметных картинок на карточках,  красочные иллюстрации для фланелеграфа - опорные картинки, используемые при пересказе детьми рассказов. 


 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Закончи стихотворение

Физкультминутки на разные звуки.