ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

 

Основной целью дошкольного образования должно являться всестороннее общее развитие ребенка, соответствующее его потенциальным возможностям. За последние годы медицинская и педагогическая статистика, а также непосредственная практика работы в дошкольных учреждениях подтверждают неуклонный рост детей с нарушениями речевого развития. Наиболее сложное и тяжелое речевое расстройство носит название «тяжелое нарушение речи» (ТНР).

У большинства детей данной категории при поступлении в школу обязательно возникают характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Без специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте эти дети не смогут успешно обучаться. Поэтому коррекционный процесс в дошкольном учреждении  направлен как на устранение имеющихся проблем в развитии и формирование у детей необходимой готовности к процессу обучения грамоте, так и на профилактику вероятных нарушений устной и письменной речи.

Так как у дошкольников с ТНР страдают и другие психические процессы, в ходе коррекционной работы решаются следующие коррекционные задачи:

·               развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки, усвоение линейности ряда символов, знаков (слева направо);

·               развитие слухового и фонематического восприятия;

·               уточнение артикуляции всех изучаемых звуков, работа над звукопроизношением;

·               развитие графо-моторных навыков.

Коррекционный процесс включает в себя два периода: подготовительный (работа с детьми 5-6 лет старшей логопедической группы) и основной (непосредственная подготовка к обучению грамоте с дошкольниками 6-7 лет подготовительной логопедической группы).

Процесс работы над содержанием строится с постепенным усложнением. При выборе приемов коррекционного воздействия особое внимание уделяется соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность материала, обязательная наглядность, совокупность включения в работу всех анализаторов ребенка и др.). На обучающих занятиях используется хорошо знакомый речевой материал. В ходе занятия дошкольникам не предлагается более одного нового понятия, терминологический словарь детей увеличивается постепенно. Необходимо учитывать и тот факт, что в рамках только занятий по подготовке к обучению грамоте невозможно отработать весь комплекс решаемых задач. Поэтому работа над ними продолжается и в других организационных формах (индивидуальных занятиях логопеда, занятиях других специалистов и воспитателей, совместной деятельности с детьми).

Во время подготовительного периода работа ведётся по следующим направлениям:

·               развитие фонематического восприятия и слухового внимания;

·               развитие зрительного восприятия, пространственной ориентации;

·               развитие графо-моторных навыков.

Слуховое внимание и память являются обязательной базой для формирования правильного фонематического восприятия дошкольника. Для этого необходимо развивать у детей умение слышать и различать неречевые звуки; умение различать высоту, силу, тембр голоса, а также умение различать слова, близкие по звуковому составу.

На этом этапе развитие слухового внимания начинается с различения звуков окружающего мира. От игры к игре задания усложняются, требуя все более тонкой дифференциации. Затем детей необходимо научить на слух определять высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых, а также определять различие слов, близких по звуковому составу.

Следующим направлением работы является развитие у дошкольников с ТНР зрительного восприятия и пространственной ориентации с целью предупреждения трудностей, которые могут возникнуть при обучении чтению и письму в школе. Вся работа по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентации подразделяется на следующие фрагменты:

1.                  работа на плоскости стола:

·               выделение заданных предметов из группы разнородных, однородных;

·               группировка предметов по основным признакам (цвет, форма, величина) в различных вариациях;

·               нахождение в заданном окружении предметов, похожих на геометрические фигуры;

·               определение геометрических фигур приблизительно соответствующих формам заданных предметов;

·               конструирование из счетных палочек,

2.                   ориентация в ограниченном пространстве (в игрушечном домике, в групповой комнате)

       Развитие графо-моторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания.

Коррекция ведется в двух направлениях – развитие графо-моторных навыков и овладение графической символизацией. Начинается работа с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и др. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы). Дети обводят трафареты, нарисованные контуры, упражняются в штриховании, дорисовывании рисунков, в «письме» букв с помощью трафаретов, а также их печатании с опорой на ограничители и без них.

На втором году обучения, в основной период работа ведётся по следующим направлениям:

·               формирование правильного звукопроизношения и уточнения артикуляции изучаемого звука;

·               развитие фонематического слуха, соотношение звука с образом буквы;

·               формирование грамматического строя речи;

·               овладение детьми навыком чтения по слогам;

·               совершенствование зрительного восприятия и пространственной ориентации;

·               развитие графо-моторных навыков.

Формирование правильного звукопроизношения и артикуляции проводится логопедом на индивидуальных занятиях с ребенком, где происходит и освоение процесса кинестетического самоконтроля за собственным произношением. Это способствует более тонкому усвоению фонетического образа изучаемого звука, осознанию того факта, что непрерывный речевой поток можно членить на отдельные звуковые компоненты: слова, слоги, звуки. Приобретенные знания затем уже являются базой для усвоения материала по подготовке к обучению грамоте.

На занятиях второго периода дети знакомятся со звучащим словом, протяженностью слова, овладевают способом интонационного выделения звука в слове, учатся определять первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Вся работа осуществляется на основе знаний, полученных в старшей группе.

Все этапы обучения обязательно связаны с моделированием этого процесса. Умение работать с моделью звука требует от ребенка не только установления последовательности  звуков в слове, но и определения их качественной характеристики. Для детей с ТНР характерны затруднения в выделении ударного гласного звука в слове, ударного слога. Необходима специально организованная работа с поэтапным овладением этим навыком. Педагог дает образец правильного произношения слова с подчеркнутым ударением, делая это утрированно. При этом на модели слова используется дополнительное обозначение ударения.

Параллельно со звуками детей необходимо знакомить и с соответствующими им буквами. Дети овладевают печатными образами гласных и согласных букв, складывают из них слоги и слова.

Одновременно в процессе знакомства со звуками и буквами происходит ненавязчивое освоение ребенком послогового чтения. Для совершенствования этого навыка используются книжки - «самописки» с напечатанными словами .

Таким образом, работа по подготовке детей – логопатов к обучению грамоте позволяет в значительной мере повысить уровень готовности к школе и способствует профилактике дислексии и дисграфии будущих школьников.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Игровой самомассаж

Закончи стихотворение

Физкультминутки на разные звуки.