ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
ОСОБЕННОСТИ
ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Основной
целью дошкольного образования должно являться всестороннее общее развитие
ребенка, соответствующее его потенциальным возможностям. За последние годы
медицинская и педагогическая статистика, а также непосредственная практика
работы в дошкольных учреждениях подтверждают неуклонный рост детей с
нарушениями речевого развития. Наиболее сложное и тяжелое речевое расстройство
носит название «тяжелое нарушение речи» (ТНР).
У большинства детей данной категории при
поступлении в школу обязательно возникают характерные нарушения чтения и письма
(дислексия и дисграфия). Без специально организованной коррекционной работы по
подготовке к обучению грамоте эти дети не смогут успешно обучаться. Поэтому
коррекционный процесс в дошкольном учреждении направлен как на устранение
имеющихся проблем в развитии и формирование у детей необходимой готовности к
процессу обучения грамоте, так и на профилактику вероятных нарушений устной и
письменной речи.
Так как у дошкольников с ТНР страдают и другие
психические процессы, в ходе коррекционной работы решаются следующие
коррекционные задачи:
·
развитие зрительного
восприятия и пространственной ориентировки, усвоение линейности ряда символов,
знаков (слева направо);
·
развитие слухового и
фонематического восприятия;
·
уточнение артикуляции всех
изучаемых звуков, работа над звукопроизношением;
·
развитие графо-моторных
навыков.
Коррекционный процесс включает в себя два
периода: подготовительный (работа с детьми 5-6 лет старшей логопедической
группы) и основной (непосредственная подготовка к обучению грамоте с
дошкольниками 6-7 лет подготовительной логопедической группы).
Процесс работы над содержанием строится с
постепенным усложнением. При выборе приемов коррекционного воздействия особое
внимание уделяется соблюдению основополагающих дидактических принципов
(доступность материала, обязательная наглядность, совокупность включения в
работу всех анализаторов ребенка и др.). На обучающих занятиях используется
хорошо знакомый речевой материал. В ходе занятия дошкольникам не предлагается
более одного нового понятия, терминологический словарь детей увеличивается
постепенно. Необходимо учитывать и тот факт, что в рамках только занятий по
подготовке к обучению грамоте невозможно отработать весь комплекс решаемых
задач. Поэтому работа над ними продолжается и в других организационных формах
(индивидуальных занятиях логопеда, занятиях других специалистов и воспитателей,
совместной деятельности с детьми).
Во время подготовительного периода работа
ведётся по следующим направлениям:
·
развитие фонематического
восприятия и слухового внимания;
·
развитие зрительного
восприятия, пространственной ориентации;
·
развитие графо-моторных
навыков.
Слуховое внимание и память являются
обязательной базой для формирования правильного фонематического восприятия
дошкольника. Для этого необходимо развивать у детей умение слышать и различать
неречевые звуки; умение различать высоту, силу, тембр голоса, а также умение
различать слова, близкие по звуковому составу.
На этом этапе развитие слухового внимания
начинается с различения звуков окружающего мира. От игры к игре задания
усложняются, требуя все более тонкой дифференциации. Затем детей необходимо
научить на слух определять высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых,
а также определять различие слов, близких по звуковому составу.
Следующим направлением работы является
развитие у дошкольников с ТНР зрительного восприятия и пространственной ориентации с целью
предупреждения трудностей, которые могут возникнуть при обучении чтению и
письму в школе. Вся работа по развитию зрительного восприятия и
пространственной ориентации подразделяется на следующие фрагменты:
1.
работа на плоскости стола:
·
выделение заданных предметов
из группы разнородных, однородных;
·
группировка предметов по
основным признакам (цвет, форма, величина) в различных вариациях;
·
нахождение в заданном
окружении предметов, похожих на геометрические фигуры;
·
определение геометрических
фигур приблизительно соответствующих формам заданных предметов;
·
конструирование из счетных
палочек,
2.
ориентация в
ограниченном пространстве (в
игрушечном домике, в групповой комнате)
Развитие
графо-моторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов, так
как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной
концентрации и распределения внимания.
Коррекция ведется в двух направлениях –
развитие графо-моторных навыков и овладение графической символизацией.
Начинается работа с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров
воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и
др. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно
сами кисти рук, пальцы). Дети обводят трафареты, нарисованные контуры,
упражняются в штриховании, дорисовывании рисунков, в «письме» букв с помощью
трафаретов, а также их печатании с опорой на ограничители и без них.
На втором году обучения, в основной период
работа ведётся по следующим направлениям:
·
формирование правильного
звукопроизношения и уточнения артикуляции изучаемого звука;
·
развитие фонематического
слуха, соотношение звука с образом буквы;
·
формирование грамматического
строя речи;
·
овладение детьми навыком
чтения по слогам;
·
совершенствование зрительного
восприятия и пространственной ориентации;
·
развитие графо-моторных
навыков.
Формирование правильного звукопроизношения
и артикуляции проводится логопедом на индивидуальных занятиях с ребенком, где
происходит и освоение процесса кинестетического самоконтроля за собственным
произношением. Это способствует более тонкому усвоению фонетического образа
изучаемого звука, осознанию того факта, что непрерывный речевой поток можно
членить на отдельные звуковые компоненты: слова, слоги, звуки. Приобретенные
знания затем уже являются базой для усвоения материала по подготовке к обучению
грамоте.
На занятиях второго периода дети
знакомятся со звучащим словом, протяженностью слова, овладевают способом
интонационного выделения звука в слове, учатся определять первый звук в слове,
называть слова с заданным звуком. Вся работа осуществляется на основе знаний,
полученных в старшей группе.
Все этапы обучения обязательно связаны с
моделированием этого процесса. Умение работать с моделью звука требует от
ребенка не только установления последовательности звуков в слове, но и
определения их качественной характеристики. Для детей с ТНР характерны затруднения в
выделении ударного гласного звука в слове, ударного слога. Необходима
специально организованная работа с поэтапным овладением этим навыком. Педагог
дает образец правильного произношения слова с подчеркнутым ударением, делая это
утрированно. При этом на модели слова используется дополнительное обозначение
ударения.
Параллельно со звуками детей необходимо
знакомить и с соответствующими им буквами. Дети овладевают печатными образами
гласных и согласных букв, складывают из них слоги и слова.
Одновременно в процессе знакомства со
звуками и буквами происходит ненавязчивое освоение ребенком послогового чтения.
Для совершенствования этого навыка используются книжки - «самописки» с напечатанными
словами .
Таким образом, работа по подготовке детей
– логопатов к обучению грамоте позволяет в значительной мере повысить уровень
готовности к школе и способствует профилактике дислексии и дисграфии будущих
школьников.
Комментарии
Отправить комментарий