Советы педагогам и родителям при заикании детей
СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ПРИ ЗАИКАНИИ ДЕТЕЙ
Заикание относится к тяжелым нарушениям
речи. В учебниках по логопедии приводится
следующее определение этого речевого дефекта. Заикание – это
нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным
состоянием мышц речевого аппарата.
К органам
речевого аппарата относятся: дыхательный отдел и его основная мышца –
диафрагма; голосовой отдел и его основная мышца – голосовые
складки; артикуляционный отдел, к которому относятся губы, язык,
мягкое небо и другие органы.
Заикание
возникает из-за судорог в мышцах речевого аппарата. Судороги могут
локализоваться у одних детей с заиканием в артикуляционном отделе, у
других в голосовом или в дыхательном отделе. По типу судорог,
периодически возникающих в процессе речевого общения в различных отделах
периферического речевого аппарата, различают три формы (или вида) заикания:
клоническая, тоническая, смешанная форма заикания.
Наиболее ранняя и легкая форма заикания — клоническая, при
которой возникают запинки в речи – повторяются звуки или слоги. На этой стадии
своевременная и адекватная психолого-педагогическая помощь ребенку может
остановить дальнейшее развитие заикания. Комплексная
психолого-педагогическая помощь ребенку должна оказываться не только
специалистом, но и родителями и педагогами ДОО (музыкальный руководитель,
инструктор по физической культуре, социальный педагог, воспитатель). Выполнение
всеми участниками определенного «речевого режима», «правил речи» и
соблюдение коррекционных рекомендаций в отношении
психо-эмоциональных нагрузок будет способствовать снижению
частоты и активности судорог, провоцирующих запинки в речи.
Если ребенок с клонической формой заикания
не получил комплексной психолого-педагогической помощи, то запинки
закрепляются и формируется стойкий патологический стереотип речи с
запинками. И тогда со временем клоническая форма заикания
переходит в более тяжелую форму — тоническую, при которой в речи
появляются длительные остановки и паузы в начале или середине слова. Эта стадия
говорит о том, что у ребенка заикание возникло давно, и он не
получал специальной психолого-педагогической помощи,
направленной на профилактику заикания. У ребенка уже сложился стойкий
патологический стереотип речи с запинками. Для устранения такого заикания
требуется уже комплексный медико-психолого-педагогический подход и
лечение на протяжении длительного времени. Поэтому у специалистов в этой
области есть положение: заикание легче предупредить, чем устранить.
Встречается и смешанный вид заикания: клоно-тонический
или тоно-клонический (по преобладающему характеру судорог). Этот вид
заикания свидетельствует о наличии двух видов судорог и о том, что
заикание переходит в более серьезную стадию и закрепляется. Это говорится
о прогрессировании этого тяжелого нарушения речи.
Заикание
является очень сложным нарушением речи, при котором нарушается
целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или
удлинения звуков, слогов, или слов и пауз в середине слова. Может проявляться в
виде частых остановок или в нерешительности начать говорить. В результате
нарушается ее ритмичное течение и плавность. Заикание препятствует
ребенку в полноценном речевом общении с окружающими.
Кроме
разнообразных речевых судорог у заикающихся детей встречается и другая
патологическая симптоматика: нарушение темпо-ритмической организации в общей
моторики. Могут быть сопутствующие или даже насильственные движения в скелетной
мускулатуре, уловки, помогающие ребенку скрыть запинки и ритмизировать
речь. Например, если ребенок делает запинки на первом звуке
«п» в слове папа, то он ищет другое слово без звука «п» и заменяет на другое
слово – отец. Постепенно появляется психологическая фиксированность
на своем дефекте. С этого момента может появиться страх перед говорением
– логофобии, что может появиться уже к концу дошкольного возраста.
Заикание может
появиться в любом возрасте у детей и взрослых. Наиболее часто у
детей заикание возникает в период от 2 до 5 лет. У некоторых детей с
бурным развитием фразовой речи заикание может появиться в
возрасте 2-3 лет. У детей с поздним общим развитием речи заикание
может возникнуть после 4-5 лет. В любом случае заикание появляется у
некоторых детей в период формирования фразовой речи, когда речь
становится средством общения.
Течение заикания у детей может быть различным, например, может быть
постоянный тип течения заикания. При этом типе заикания, ребенок
проявляет запинки в речи во всех речевых ситуациях.
При
волнообразном типе течения заикания у ребенка бывают периоды, когда запинки в
речи не проявляются. И появляется ложное предположение, что
заикание исчезло. Чаще всего заикание вновь «неожиданно» возвращается и,
как правило, в более сильной степени.
При
рецидивирующем типе течения возникают обострения заикания, что чаще всего
бывает в осенне-весенний период. Каждое обострение сопровождается усилением
степени заикания и усилением других сопутствующих патологических симптомов.
Поэтому для
определения путей профилактики или способов избавления от заикания, необходимо
выяснить причины, которые привели к нарушению речи – заиканию. Для этого
специалисты проводят комплексное обследование, чтобы выявить причины,
вызвавшие запинки, клонические судороги или тонические
судороги, которые провоцируют прерывание речи необоснованными паузами. При
обследовании можно выявить наследственную предрасположенность
к заиканию, неправильное воспитание ребенка, психотравмирующие ситуации и
другие значимые факторы. После получения результатов обследования логопед
составляет индивидуальную программу коррекционных логопедических занятия с
ребенком.
Кроме занятий
специалистов важно, чтобы и в детском саду и дома поддерживался коррекционный
речевой режим: соблюдались «правила речи» и коррекционные
рекомендаций в отношении психо-эмоциональных нагрузок. К таким
рекомендациям, которые определяет специалист, занимающийся с заикающимся
ребенком, относится: «режим молчания», «режим ограничения речи», «щадящий
речевой режим», «специальный охранительный режим» и многие другие.
Для
воспитателей и родителей можно сформулировать следующие рекомендации,
касающиеся создания коррекционного режима для заикающегося ребенка,
находящегося в ДОО. Эти же рекомендации следует выполнять и в домашних
условиях. Соблюдение рекомендаций, как родителями, так и педагогами
ДОО будет способствовать устранению заикания и выработке навыка правильной
плавной речи.
Правила речи для заикающихся
детей
Воспитатели,
педагоги и родители должны овладеть этими правилами речи и
демонстрировать заикающемуся ребенку правильные образцы речи. Вот эти правила.
Говорить
следует в замедленном темпе и спокойно, четко проговаривать все
гласные звуки. При произнесении гласных надо четко их артикулировать и
открывать рот. Не следует говорить через стиснутые зубы. Все гласные
звуки должны произноситься с четкой и активной работой
губ. Например, для звука «и» губы растянуты в стороны и в улыбку,
для звука «у» губы складываются в трубочку, для звука
«о» губы собираются в хоботок. Во время речи следует опираться на
гласные звуки и произносить их не редуцированно (сокращенно), а с
акцентом и четко, а вот согласные звуки наоборот следует произносить
легко, поверхностно и без акцента на них. Согласные звуки произносятся на
выдохе. Перед высказыванием следует продумать, что хотелось
бы сказать, какой задать вопрос, какую подать реплику. Рекомендуется
смотреть в глаза собеседнику, человеку, к которому обращаешься. При
ответе на вопрос также следует сначала увидеть глаза того, кто задал вопрос, не
торопится с ответом, подумать и не торопясь дать ответ. Надо выбирать
оптимальную громкость голоса во время речи. Не следует говорить тихо и
очень громко. Во время речи необходимо следить за осанкой тела, положением
головы и конечностей. Если говорить приходится стоя, то необходимо
стоять ровно, ноги должны быть расставлены на ширину плеч. Если говорить
приходится сидя, то ноги не должны быть перекрещены под столом, а также
должны находиться расставленными в положении на ширину плеч. Сидеть
также надо с прямой спиной, с опорой на спинку стула, плечи при этом
должны быть опущены. Кисти рук не должны быть сжаты в кулаки. Не
рекомендуется запрокидывать голову назад к спине и опускать
подбородок на грудь во время речи. Во время речи подбородок
относительно шеи должен быть под прямым углом. Начинать говорить
надо на выдохе. Не рекомендуется говорить высоким голосом, а по возможности тон
голоса понижать. Если первое слово предложения начинается с гласного
звука, то начинать надо тихо и несколько пониженным тоном
голоса. Длинную фразу следует делить на смысловые отрезки. Каждый
такой отрезок произносить нужно как короткую фразу. Между отрезками фразы
рекомендуется соблюдать паузы. Чтобы речь была спокойной и
уверенной нужно растягивать произношение первых гласные в предложении и
связывать все слова предложения между собой. Очень важным
средством выразительности речи является
использование интонационных средств: пауз, логического ударения,
выразительных интонаций, модуляций голоса по высоте и силе, четкой дикции,
неторопливого темпа речи и мягкого тембра голоса. Очень большая
роль в речевой коммуникации отводится кинесике. Это разнообразные
выразительные жесты, мимические движения, улыбка и другие. Заикающимся , у
которых нарушается речевая коммуникация, очень важно дать дополнительные
средства выразительности речи в виде кинесики и средств просодии.
Чтобы успешнее
проводилась коррекционная работа с заикающимся
ребенком по выработке у него новых правильных навыков плавной и
выразительной речи, нужно соблюдать следующие условия.
Советы для педагогов и родителей
Если ребенок
заикается, то ему нельзя делать замечания со словами говори хорошо,
говори медленно, расслабься, вдохни перед началом речи и другие
замечания, касающиеся его речи. При ребенке не следует
произносить, что он «Заикается». Если заикающийся ребенок посещает группу
в ДОО, то воспитатели не должны при других детях обращать внимание
на сбивчивую речь заикающегося ребенка, не произносить за него
слова, которые он не может договорить из-за заикания. Если сам
воспитатель не обратит своего внимания на запинки в речи
ребенка, то другие дети не заметят проблемы в речи заикающегося.
Воспитатель должен предупреждать и не допускать, чтобы дети дразнили
ребенка, обзывали, исключали из общих игр. Во время разговора надо давать
заикающемуся ребенку почувствовать, что внимательно и
спокойно слушают то, о чем он говорит. При этом совсем не
обращают внимания на то, как ребенок говорит. Надо дать
возможность договорить ребенку, не перебивать и не торопить его речь.
Надо поддерживать постоянный зрительный контакт с ребенком и
терпеливо ждать пока заикающийся закончит свое высказывание. Не
рекомендуется задавать много вопросов ребенку. Речь воспитателя и
родителей с ребенком при заикании должна быть неспешной («ленивой»).
Заикающегося ребенка нужно поощрять и хвалить как можно чаще и как можно
естественней, даже если у него что-то не получается. При этом не
рекомендуется гладить ребенка по голове и вообще трогать его голову. При
занятиях с заикающимся ребенком надо учитывать его интересы и поддерживать его
инициативу в игре. Не следует требовать от ребенка того, что он не может
выполнить в силу своих особенностей. Надо принимать и любить ребенка
таким, какой он есть.
Лечебно-педагогический комплекс по преодолению заикания состоит из двух блоков. Первый блок
направлен на лечебно-оздоровительные мероприятия. Эти
мероприятия организует врач, который проводит лечение специальными
медикаментами, назначает лечебные процедуры, лечебную физкультуру и другие.
Второй блок
посвящен коррекционно-педагогическому воздействию. В этом
воздействии принимают участи все участники педагогического коррекционного
процесса в ДОО, а также родители заикающегося ребенка. Основную
коррекционную работу проводят логопеды и психологи. Обязательными и
регулярными должны быть логоритмические занятия. Все другие
педагоги ДОО осуществляют психолого-педагогические коррекционные
мероприятия по рекомендациям логопеда, психолога и врачей.
Так как
заикание является одним из самых стойких тяжелых нарушений речи, затрагивающим
не только речь, но и другие сферы жизнедеятельности ребенка –
соматическую, неврологическую, психологическую, моторную, личностную и
другие, то можно сделать вывод, что заикание легче предупредить, чем его
исправить.
Поэтому раннее
выявление заикания и профилактическая психолого-педагогическая помощь
педагогов и врачей может остановить дальнейшее прогрессирование заикания.
Комментарии
Отправить комментарий