Критерии готовности к школьному обучению
Критерии готовности к школьному обучению:
- Сформированность звуковой стороны речи.
Ребёнок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех
фонетических групп.
- Полная сформированность фонематических
процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки)
родного языка.
- Готовность к звукобуквенному анализу и
синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из
состава слова; анализ гласных из трёх звуков типа ауи; анализ обратного
слога гласный – согласный типа оп; слышать и выделять первый и последний
согласный звук в слове и т. д. Дети должны знать и правильно употреблять
термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный,
звонкий, глухой, твёрдый, мягкий.
- Оцениваются умение работать со схемой слова,
разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
- Умение пользоваться разными способами
словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным
значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и
смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные
от существительных.
- Сформированность грамматического строя речи:
умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, умение работать с
предложением, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в
предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными
членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить
ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и
картинкам.
- Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл
и содержание. Составлять самостоятельно рассказ – описание.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико – грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.. - Формирование грамматически правильной,
лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого
общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в
общей системе работы по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье. Ребёнок
с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может
понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со
сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка
затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на
его характер. К 6 – 7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать
дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми,
застенчивыми, раздражительными.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить всё,
что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Ведь в семье малыша
понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь не
совершенна. Однако постепенно круг связей ребёнка с окружающим миром
расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и
взрослые. Ещё острее встаёт вопрос о значении фонетически правильной речи при
поступлении в школу. Когда ребёнку нужно отвечать и задавать вопросы в
присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень
скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов
при овладении грамотой.
Младшие школьники пишут преимущественно так, как
говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (по родному
языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими
дефектами. Эта одна из причин возникновения дисграфии
(нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Школьники, у которых отклонения в речевом
развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков,
как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются
отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно
соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с
недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих
практически нет.
Школьники с несформированной звуковой стороной
речи (произношение, фонематические процессы), как правило,
заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих –
свистящих; звонких – глухих; твёрдых – мягких; л – р).
Они испытывают трудности в восприятии на слух близких
звуков, не учитывают смысло – различительного значения этих звуков в словах
(бочка – почка).
Такой уровень недоразвития звуковой
стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового
состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и
дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).
У школьников наряду с нарушениями произношения звуков
может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико –
грамматических средств языка (общее недоразвитие речи).
Они испытывают большие трудности
при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим
предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным,
у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их
словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание
в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью,
бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной
речи создают серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и правильному
чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических,
орфографических и синтаксических ошибок.
Основная задача родителей – вовремя
обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы
начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в
коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет
начата коррекция, тем лучше её результат.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ:
- Развивайте мелкую моторику ребенка: надо
больше рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина и глины.
- Поиграйте с массажными мячиками, соберите
бусы, покатайте в руках мелкие камешки, заплетите косы кукле, зашнуруйте
ботиночки.
- Работайте над развитием познавательных
способностей ребенка (внимание, мышление, память) Упражнения: «Исправь
ошибку в предложении», «Придумай сказку, рассказ». Разучивайте маленькие
стихи.
- Дома чаще играйте с детьми в «Дочки –
матери», «Магазин», «Больницу», «Парикмахерскую», «Стройку» и др., это
лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению
действовать по инструкции.
- Прививайте аккуратность, усидчивость,
терпение. Приучайте ребенка к самообслуживанию.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми, как
бы они не были вам симпатичны или наоборот.
- Будьте последовательны в своих требованиях.
- С пониманием относитесь к тому, что многое
не будет получаться сразу, даже если это кажется элементарным. Запаситесь
терпением и помните, что высказывания типа: «Ну, сколько раз тебе нужно
повторять? Что же ты такой неумелый, глупый?» кроме раздражения с обеих
сторон ничего не вызовут
В настоящее время на полках книжных магазинов
представлено большое количество популярной литературы по развитию речи и
коррекции речевых недостатков. Чтобы помочь заботливым родителям сориентироваться в
таком многообразии, можно рекомендовать книги и пособия, созданные
специалистами для домашних занятий с ребенком.
Комментарии
Отправить комментарий