Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения
О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый родитель. Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается.
Детям
с недоразвитием речи значительно сложнее выражать связность своих мыслей как в
устной, так и, в будущем, в письменной речи (возникают нарушения письма
различной тяжести). Им трудно поддерживать диалог со сверстниками и взрослыми.
Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни
ребёнка. Поэтому задача всех заботливых родителей - вовремя обратить внимание
на речевое развитие ребёнка.
Для
детей дошкольный возраст - это время энергичного развития речи, в частности
овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным
произношением звуков.
Основные правила «воспитания» правильной речи ребенка.
Речь ребёнка, в первую очередь, становится по
подражанию. Не подстраивайтесь к языку малыша (лепетание, сюсюканье и другие
искажения). Подобная манера общения не только не стимулирует ребёнка к
овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его
недостатки. Произносите всегда все слова чётко и правильно.
Большое место должны занимать игры и занятия,
направленные на выработку у детей чёткой дикции, правильного звукопроизношения,
развития слухового внимания и фонематического восприятия.
Полезны игры, основанные на звукоподражании (как
звенит колокольчик – дзинь, дзинь; как стучат колёса поезда - тд, тд; как
кричит кукушка - ку-ку и т. п.).
Для развития диалогической и монологической речи
хорошо использовать игровой метод в сочетании с приёмами показа, пояснения,
указания, с вопросами. Это может быть любая воображаемая ситуация в развернутом
виде, в котором присутствует сюжет и есть роли, наделённые игровыми действиями.
Например, в играх «Больница», «Магазин», «Строители». Желательно, чтобы ребёнок
не был предоставлен в играх самому себе. В сюжетные игры играйте вдвоём или
всей семьёй.
Обогащая активный и пассивный словарный запас ребёнка,
используйте словесные методы в сочетании с практическими наглядными. Основными
словесными методами являются – беседа, рассказ, чтение. Всё это можно
использовать с ребёнком в игре, в транспорте, на прогулках. Куда бы вы ни шли –
общайтесь с ребёнком, объясняйте, поясняйте, что вокруг вас, почему это так
устроено и зачем это нужно. Такими действиями и приёмами вы развиваете его
внимательность, любознательность, мыслительные процессы. Ребёнок будет стремиться
к новым знаниям, если с детства у него вызывать заинтересованность к
окружающему миру через игру.
Используя пальчиковые игры, хорошо развивать речь,
память, внимание, мышление, мелкую моторику рук, координацию движений.
Артикуляционная гимнастика.
Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие
и подвижные органы речи — язык, губы и мягкое нёбо. Все речевые органы
состоят из мышц, если можно тренировать мышцы рук, ног, то это значит, что
можно тренировать и мышцы языка и губ. Вот для этого и существует
артикуляционная гимнастика, помогающая укрепить мышцы органов речи и
подготовить базу для чистого звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика является подготовительным
этапом при постановке звуков. Несомненно, что постановкой и автоматизацией
звуков должен заниматься только логопед.
Проверив, какие звуки не произносит Ваш ребёнок,
логопед подберёт комплекс упражнений именно для этого нарушения. Для
неговорящих детей и детей с большим количеством дефектных звуков, подойдёт
основной комплекс артикуляционной гимнастики.
При подборе и выполнении упражнений необходимо
соблюдать определённую последовательность:
·
от простого упражнения
к сложному;
·
выполнение упражнения
в медленном темпе — обязательно перед зеркалом;
·
постепенное увеличение
количества повторений до 10–15 раз;
·
ребёнок выполняет
правильно движения — убираем зеркало;
·
артикуляционную
гимнастику ребёнку должен показать взрослый, для этого он сам должен правильно
выполнять все упражнения.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно,
чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились
более прочными. Непосредственная
работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5, а всё
занятие — 10–12 минут.
Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя
перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не
напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет
упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть
правильный образец, показанный взрослым.
Некоторые упражнения проводятся под счёт, который
ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась
устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
Упражнения выполняются ребёнком поэтапно: он
улыбается, показывает зубы, приоткрывает рот, поднимает кончик языка к
бугоркам, произносит звук т-т-т-т-т-т-т, затем делает губами широкую трубочку,
приоткрывает рот, превращает язычок в «чашечку», выдувает тёплую струю на
ладошку.
Так же поэтапно следует проверять выполнение
упражнения. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка, и
отработать с ним данное движение.
Наберитесь терпения! Помните, что выполнение
артикуляционных упражнений — это трудная работа для ребёнка.
Речевые навыки формируются
не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам
воспитать правильную речь у своего ребенка. Не
укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придадут малышу уверенность в своих
силах и помогут быстрее овладеть правильным звукопроизношением.
Комментарии
Отправить комментарий