Фонематический слух - почему это важно?
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - почему это важно?
Стоит на мгновение закрыть
уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир. Так купайтесь в
океане звуков и наслаждайтесь их прелестным разнообразием!
Если ребёнок слышит, как осторожно
скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у
него всё в порядке с физиологическим слухом.
А теперь у ребенка в руках маракас (или
бубен), и, если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни
"Во поле береза стояла..." – у него восхитительный музыкальный слух.
Вот пятилетний дошкольник без ошибок
раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С], в другую – со
звуком [3], – у ребенка сформированный фонематический слух. Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки
речи; другими словами, это речевой слух.
Фонематический слух отвечает за различение
фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по
звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха
у детей – залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем – и
иностранным языкам.
Если у ребенка плохо
развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может
тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет
различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то,
что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда – ошибки в речи
и на письме.
Плохое развитие фонематического слуха
может привести к функциональной дислалии – нарушенному произношению отдельных
фонем
или групп фонем. Если ребенок не может различить похожие фонемы на слух, он не
сможет и правильно их произнести. Если вовремя не принять меры, то дефект
закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это
исправить.
В том случае, когда родители понимают,
насколько важно для ребенка развитие фонематического слуха, и занимаются с ним
с детства, к пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в
слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на
практике это не всегда так. Довольно часто дети путают похожие звуки — твердые
и мягкие, глухие и звонкие, шипящие и свистящие (к примеру, Ж и Ш, Ш и С, С и Ц
и пр.).
Развитый фонематический слух – важная
предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. В свою очередь, обучение грамоте
способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует
усвоению навыков фонематического анализа слов, мысленному расчленению на
основные элементы(фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов,
слов.
Попробуем представить себе, как мы,
взрослые, изучаем иностранный язык — сложнее всего именно понимание непривычных
звуков в произношении разных людей. Так же и у детей — они не всегда могут
понять, что постоянно в словах, а что привносится особенностями произношения
каждого человека. Поэтому очень важно научить ребенка анализировать то, что он
слышит, и изображать это в буквах.
Чаще всего в дошкольном возрасте дети
заменяют звонкие звуки глухими (вместо”дом” — ”том”), звук ”р” — на ”л” и
обратно (вместо ”три” — ”тли”, вместо ”корова” — ”колова”) звук ”м” на ”н” и
обратно (вместо ”муха” — ”нуха”), шипящие свистящими (вместо ”здорово” —
”ждорово”, вместо ”здесь” — ”ждесь”) и др.
В этом случае важно сосредоточиться на специальных
упражнениях.
«Узнай звук» - это упражнение учит
определять наличие или отсутствие заданного звука в слове на слух. Предложите
вашему ребенку выполнять определенное действие (поднимать руку, хлопать в
ладоши, топать ногой), когда он услышит слова с заданным звуком. Если у ребенка
есть проблемы с различением конкретного звука — делайте упражнение на этот звук.
Предлагаю вашему
вниманию систему упражнений для развития фонематического слуха.
Она построена по принципу от простого к
сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями,
начинайте развивать навык фонематического восприятия с этого уровня.
Первый уровень -
узнавание неречевых звуков
Различение на слух
неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
«Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон
ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и
отгадать, что это звучало.
«Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по
разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену,
миску…
Потом усложните задание -
ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
«Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два
хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш
повторяет ритм с закрытыми глазами.
Второй уровень -
различение звуков речи по тембру, силе и высоте
«Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия,
когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры
"Далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко.
Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.
«Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит
взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя
высоту голоса.
Третий уровень -
различение сходных по звучанию слов
«Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку
картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота,
ворота, порота, хорота; «вагон-
фагон-вагон-вакон-факон»; «бумага-пумага-тумага-пумака-бумака»). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный
вариант произношения.
«Не ошибись». Ребёнку предлагается повторить похожие слова сначала по два,
затем по три в названном порядке: мак-бак-так, моток-каток-поток, ток-тук-так,
батон-бутон-бетон, бык-бак-бок, ком-дом-гном, нитка-ватка-ветка.
Четвертый уровень -
различение слогов
«Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова.
Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит
слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант:
предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
«Что лишнее?». Взрослый произносит
ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа", на-на-па, на-но-на, ка-ка-га, па-ба-па.
Ребенок должен хлопнуть,
когда услышит лишний (другой) слог.
Пятый уровень -
различение звуков
Объяснить
ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз,
ветер дует - вввв, жук жужжит - жжжж,
тигр рычит - рррр…
Взрослый произносит звук, а
ребенок отгадывает, кто (что) его издает.
«Внимательные ушки». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши,
когда слышит заданную фонему.
Комментарии
Отправить комментарий