Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
На кончиках пальцев
расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного
количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Мелкая моторика – это
тонкие произвольные движения пальцев рук.
- Почему мы развиваем
мелкую моторику рук у детей.
У большинства
современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей
городских. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на молниях. Ещё 20 лет
назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать
крупу, стирать бельё, вязать, вышивать.
Доказано,
что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на
становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон
подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко
является одной из причин возникновение у них заикания.
Следствие слабого
развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства
современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
Для чего мы развиваем
мелкую моторику рук у детей.
К сожалению, о
проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей
задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на
ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё удерживать в
непослушных пальцах карандаш.
Процессу
совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от
того, насколько ловкими и проворными к 5 - 6 годам станут его пальчики, зависят
его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно
не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и даже в начальных
классах.
Учёными
в процессе исследований установлено, что развитие речи малыша начинается только
после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определённого уровня
развития, т. е. развитие мелкой моторики подготавливает соответствующие участки
головного мозга к формированию речи. Известно, что двигательная система,
особенно мелкая моторика рук, оказывает большое влияние на развитие всего
организма (прежде всего головного мозга и центральной нервной системы). Мелкая
моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием,
координацией движений и пространственном восприятием, наблюдательностью,
воображением, зрительной и двигательной памятью.
Развитие навыков мелкой
моторики является источником ускоренного совершенствования речи, мышления и
психического развития.
Поэтому тренировка
движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое
развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке
кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим
работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления
ребёнка.
Как мы развиваем
мелкую моторику рук у детей.
Работу
по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и
ежедневно.
Благоприятное
воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж
(пальчиковые упражнения, а также занятия ИЗО деятельностью (лепкой, рисованием,
аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева,
ткани, ниток, природного материала и т. д.) . Пластилин или тесто тоже могут
стать отличным способом развития мелкой моторики.
Очень
хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают так называемые «пальчиковые
игры».
Пальчиковые игры –
это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Эти
игры очень эмоциональны и увлекательны, способствуют развитию творческой
деятельности. «Пальчиковые игры» отображают окружающий мир – предметы,
животных, людей, их деятельность, явления природы.
Во
время пальчиковых игр ребёнок слышит и повторяет за взрослым стихи, песенки.
Затем запоминает их и произносит уже без посторонней помощи.
Многие игры требуют
участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях
«вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Игры с детьми на
развитие мелкой моторики:
1.
Массаж ладошек
Это самый простой и
универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим
пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия
сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».
2.
Рисование на песке
Насыпьте на поднос
песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать
можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя
задание.
3.
Застегивание, расстегивание и шнуровка
Для этого упражнения
не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в
процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии.
Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности.
Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет
прекрасным тренажером для рук.
4.
Разрывание бумаги
Это упражнение
подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной
бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это
занятие доставит ему несказанное удовольствие.
5.
Перелистывание страниц
После года разрывание
бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками
или журнала.
6.
Бусы
Детям нравится
перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя
какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с
радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.
7.
Пирамидки
Из них можно строить
башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о
размере предметов.
8.
Крупы
В миску насыпьте
любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её
сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные
ощущения.
9.
Лепка
Лепка подходит для
детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда
собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень
понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает
маме.
10.
Рисование и раскрашивание
Очень полезно
обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать
объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях:
стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску,
чтобы он рисовал.
Развитие
мелкой моторики детей – не единственный фактор, способствующий развитию речи.
Необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним,
вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.
Комментарии
Отправить комментарий