ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формирование связной речи является
весьма важным, а главное нужным этапом в развитии любого ребенка. Наверняка все
родители хотят, чтобы их ребенок умел правильно, красиво и понятно для
окружающих строить свои высказывания. Кто-то мечтает, чтобы ребенок стал
политиком или философом и умел формулировать сложные изречения. Другие же, в
свою очередь, хотят, чтобы ребенок умел ясно и просто излагать свои мысли,
доказывать свою точку зрения, ориентироваться в любой речевой ситуации и
самостоятельно определять содержание своего высказывания. Иногда ребенок не
может самостоятельно правильно сформулировать свое высказывание. Особенно
трудно это дается детям с различными
речевыми нарушениями. Для этого и пригодятся родителям различные задания,
направленные на формирование и развитие связной речи ребенка и его творческих
способностей.
Задание№1. Составить рассказ о каком-либо случае,
происшедшем с девочкой (мальчиком) в лесу. Например, предлагается картинка, где
изображены дети с корзинками в лесу на поляне, разглядывающие ежиху с ежатами.
Дети должны самостоятельно придумать свой рассказ.
Задание №2. Завершить рассказ по готовому началу (с опорой на картинку). Задание
позволяет выявить возможности детей в решении поставленной творческой задачи,
умение использовать при составлении рассказа предложенный речевой и наглядный
материал. Дети должны продолжить рассказ о ежихе с ежатами, придумать концовку
о том, что сделали дети после того, как понаблюдали за семейством ежей.
Задание №3. Прослушать текст и найти в нем смысловые ошибки.
(«Осенью вернулись из жарких стран
зимующие птицы — скворцы, воробьи, соловьи». «В лесу дети слушали песни певчих
птиц — соловьев, жаворонков, воробьев, галок».) После исправления смысловых
ошибок составить предложения, употребляя вместо слова летают другие, более
характерные слова: кружат, мелькают ласточки; суетятся, вьются воробьи;
проносятся стрижи.
Задание №4. Пересказать короткий текст.
Предлагаются следующие варианты
творческих заданий:
-придумать
продолжение событий;
- инсценировать рассказ;
- ввести новые персонажи.
Задание № 5. Составить
рассказ-описание любимой игрушки или игрушки, которую хочешь получить в день рождения.
После того, как у детей
сформировались навыки построения различных типов предложений, переходим к
следующему этапу - обучение рассказыванию с элементами творчества.
Задние №1. Составление предложений по двум
предметным картинкам (бабушка, кресло; девочка, ваза; мальчик, яблоко)
с последующим распространением однородными определениями, другими
второстепенными членами предложения (Мальчик ест яблоко. Мальчик ест сочное
сладкое яблоко. Маленький мальчик в клетчатой кепке ест сочное сладкое яблоко).
Задание №2. Восстановление различного рода деформированных предложений, когда слова даны вразбивку (живет,
в, лиса, лесу, густом); когда одно или несколько, или все слова употреблены в
начальной форме (жить, в, лиса, лес, густой); когда имеется пропуск слов
(Лиса... в густом лесу); отсутствует начало (...живет в густом лесу) или конец
предложения (Лиса живет в густом...).
Задание №3.Составление предложений по «живым картинкам» (по предметным картинкам, или вырезанным по контуру)
Этот вид работы очень динамичен,
позволяет моделировать ситуации, включая пространственные ориентиры, помогает
закрепить в речи многие предлоги, предложно-падежные конструкции (петух, забор
— Петух взлетел на забор. Петух перелетел через забор. Петух сидит на заборе.
Петух ищет корм за забором и т.д.).
Задание №4. Восстановление предложений со смысловой деформацией («Мальчик режет бумагу резиновыми
ножницами». «Дул сильный ветер, потому что дети надели шапки»).
Задание №5.Составление предложений со словами из числа названных (мальчик, девочка, читать, писать,
рисовать, мыть, книжку).
Формирование описательно-повествовательной речи
на примере обучения рассказыванию по
сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок.
1. Обучение рассказыванию с опорой на готовый сюжет начинается с работы по сюжетным
картинкам, изображающим только одно действие, причем сначала предъявляются
картинки, где главным действующим лицом является человек, ребенок или взрослый.
(Мальчик умывается. Девочка моет посуду. Папа ремонтирует машинку. Мама вяжет.
Бабушка лежит на диване. Дедушка читает газету.) После нескольких занятий,
когда дети научатся правильно грамматически оформлять предложения, предлагаются
картинки, где действия совершают животные. (Кошка играет с клубком. Собака лает
на кошку.)
2. Следующая ступень усложнения состоит в подборе картинок с
неодушевленными предметами (Мяч укатился в речку. Чайник стоит на столе.) На картинках изображена,
как правило, обиходная ситуация, поэтому дети в большинстве случаев в течение 4
— 5 занятий начинают справляться с предложенным заданием: точно называть
изображенное на картинке, правильно употребляя глагол. Далее переходят к
обучению составлению предложений по картинкам, где изображено два и больше
действий. (Девочка моет посуду, мальчик вытирает посуду. Мальчик и девочка
лепят снежную бабу, еще один мальчик катает снежный ком.) Здесь необходимо
учить детей тому, как начинать и заканчивать рассказ, иногда предлагая варианты
начала и конца.
3. Проделанная работа позволяет
перейти к очередному виду занятий, а именно к составлению рассказа по серии сюжетных картинок с изображением одного и
того же действующего лица (ребенок, взрослый, животное, неодушевленный
предмет). Детям предлагается установить последовательность действий на
картинках и составить по данной серии рассказ. Серии сюжетных картинок помогают
детям развивать наблюдательность, отмечать новые явления в каждой следующей
картинке. Такая работа способствует уточнению имеющихся у детей представлений,
понятий, обогащает их новыми сведениями, учит в логической последовательности
излагать увиденное.
Логопед может прибегнуть сначала к
вопросам, помогающим установить последовательность событий, а то и представить
свой образец рассказа.
Уже на самых первых этапах обучения
рассказыванию по серии сюжетных картинок можно предлагать детям решать определенные творческие задачи. Например,
можно предложить ребенку восстановить рассказ по отработанной на предыдущем
занятии серии без предъявления одной — двух картинок, включить себя в число
действующих лиц, построив рассказ от первого лица, сделать себя главным
участником изображенных событий, затем предложить группе детей инсценировать
данную серию. Попробовать придумать диалоги, можно ввести дополнительных
участников, дополнительные действия. (Например, при работе с серией «Петя и
волки» дети вводят других героев — друзей, которые хотят проводить его через
лес, предлагают мальчику остаться в поселке, подождать взрослых, обратиться за
помощью к охотникам и т.д.)
4. Творческим видом работы является составление детьми рассказа, опосредованно
связанного с предложенной серией картинок. После предварительного разбора и
составления рассказа по данной серии (например, по серии «Синички», состоящей
из трех картинок: девочка зимой на кухне за столом предлагает синичкам чай)
логопед или воспитатели проводят краткую беседу о том, как необходимо зимой
подкармливать птиц, и предлагают затем детям составить об этом небольшой
рассказ.
Для формирования внутренней речи
детей, которая
программирует связное высказывание и сокращает развернутое высказывание до
свернутой смысловой схемы (исследования Л. С. Выготского), целесообразно в
качестве заключительного этапа работы над каждой серией последовательных
сюжетных картинок предлагать детям выделять
главную мысль в рассказе. Это умение формируется у детей с определенным
трудом, поэтому необходима помощь взрослых в виде умело поставленных вопросов,
подводящих к правильному ответу. Помощь уменьшается по мере овладения детьми
навыком составления рассказа по серии сюжетных картинок. Такая работа подводит
детей к умению пересказывать услышанные тексты.
Параллельно с работой по формированию
умения составлять рассказы по картинке и серии последовательных картинок можно
уже с первых занятий готовить детей к овладению
высказыванием без зрительной опоры.
А) Начинать эту работу необходимо с подбора глагольного словаря к определенному
существительному. Дети называют предмет, нарисованный на картинке, а затем
вспоминают, придумывают и называют, что этот предмет может совершить (например:
«Кошка спит, мяукает, царапает» и т.д.), т.е. отвечают на вопросы: что делает?
или что умеет делать? После такой предварительной работы легче справиться с
составлением предложений по предметным картинкам.
В первую очередь используется детский
опыт, поэтому надо начинать с предметных картинок с изображением детей, затем
взрослых, позже добавляются картинки, на которых нарисованы знакомые животные,
а в последнюю очередь используются картинки с изображением неодушевленных, но
знакомых детям предметов.
Б) Далее предметная картинка заменяется словом, дается задание: «Составьте
предложение про кошку». Предложения, составляемые детьми, как правило,
нераспространенные (Кошка бегает. Кошка мяукает. Кошку гладят. Кошку кормят).
Следует учить детей распространять предложения, для чего ставится обязательное
условие: сказать про кошку, какая она (словарь прилагательных), или указать,
где она находится (Кошка лежит на диване), или почему она это сделала. (Кошка
захотела есть и утащила кусок колбасы со стола). Эта наработка определенных
речевых структур подводит детей к составлению описательного рассказа о данном
предмете. Такая работа проводится систематически в рамках каждой изучаемой
лексической темы («Овощи», «Фрукты», «Животные» и др.).
В) По мере овладения навыком
составления рассказа по картинкам предлагается составить рассказ по опорным словам, детям даются слова, сюжетно
менее связанные, например: мальчик, трамвай, бабушка, девочка, арбуз, кухня.
Количество опорных слов уменьшается
постепенно, и дети должны уже составить предложение, а затем и рассказ только
по одному опорному слову.
Логопед и воспитатели на этом этапе
стараются меньше помогать детям в построении рассказа, призывая их сочинять,
фантазировать, привлекать свои знания об этих предметах.
Система работы по обучению
рассказыванию по картинке, серии сюжетных картинок с опорой на сюжет и без нее
позволяет детям значительно расширить запас речевых категорий (лексических,
грамматических), используемых в повседневной жизни, и в определенной степени
подготавливает их к овладению программой по русскому языку в школе.
По мере формирования у детей умения
конструировать высказывание необходимо подвести их к выполнению более сложных заданий, пробуждающих
воображение и активизирующих творческую самостоятельность. К числу таких
заданий можно отнести приведенные ниже.
1.Составить рассказ о каком-либо
случае с мальчиком (девочкой), аналогичный изображенному на сюжетной картинке.
2.Завершить рассказ, составляемый по
готовому началу (с опорой на картинку).
3.Придумать начало рассказа по
готовому концу. Этот вид работы вызывает наибольшие затруднения. Помочь в этом
случае детям может предъявление двух-трех образцов рассказа на одну и ту же
тему, коллективное придумывание нескольких вариантов начала рассказа. Для
облегчения задания к текстам подбираются предметные картинки, которые могут
помочь в словесной характеристике вводимых персонажей.
4.Придумать сказку по предложенному
сюжету.
М. М. Кольцова считает, что сказки,
сочиненные детьми дошкольного возраста, являются сплавом того, что они выучили,
слышали ранее, что видят сейчас. Используя усвоенное, они, проявляя творческие
способности, вносят элементы нового.
Успех коррекционной работы на этом
этапе во многом определяется созданием естественной речевой среды. Правильно организованная
учебно-речевая деятельность является лишь одним из условий, поддерживающих
мотивацию.
Выбор темы сказки и краткая обрисовка
сюжета — важные методические моменты обучения творческому рассказыванию. Сюжет
должен вызвать у детей желание придумать сказку, рассказать так, чтобы она была
понятна, включить в нее некоторые описания. Предлагаемый сюжет должен учитывать
уровень речевого развития детей, соответствовать имеющемуся у них опыту.
Необходимо, чтобы сюжет побуждал работу воображения, затрагивал нравственные и
эстетические чувства, служил углублению интереса к речевой деятельности.
Сочинение сказок активизирует
мышление, воображение, речевую деятельность детей, при этом реализуются
художественно-образные впечатления, полученные в процессе подготовки к
рассказыванию.
Другим видом работы является драматизация, инсценировка сочиненных сказок. Участие в инсценировке активизирует
словарь детей по определенной теме, развивает творческую фантазию, при этом
развивается просодическая сторона речи, раскрепощается личность ребенка, дети
обогащаются эмоционально.
Разыгрывание сказки требует
совместного творчества детей, иногда совместных действий со взрослыми, если
дети затрудняются продолжить или закончить сюжет или переходят к шаблонным
фразам, шаблонному использованию персонажей.
Таким образом,
у детей закрепляются и становятся
устойчивыми навыки самостоятельной работы. Они овладевают умением сравнивать и
обобщать. Умеют вербализовать производимые учебные действия и отдельные виды
деятельности в форме развернутых связных высказываний. В целом учебная
деятельность детей становится осознанностью, мотивированностью и
произвольностью. Они могут, руководствуясь системой требований, выполнять
указания и инструкции учителя-логопеда, контролировать в определенной мере
процесс собственной деятельности и деятельности своих товарищей, у них
формируется готовность к социальному взаимодействию.
Комментарии
Отправить комментарий