Если ребенок плохо говорит...
Если ребенок плохо говорит...
В последние годы педиатры, неврологи, логопеды
отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста.
Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьезных
отклонений от нормы. Родители спрашивают себя: «Почему это происходит?»
Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины
следует искать и в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и в том,
что, уже будучи беременной, будущая мама зачастую не готова к материнству, а
беременность, роды и период новорожденности малыша проходят не без осложнений.
К тому же с великим сожалением можно отметить, что все меньше родителей уделяет
должное внимание речевому развитию своих детей.
Не слушайте знакомых и даже врачей, которые будут
убеждать Вас в том, что если ребенок не заговорил до двух лет, то сделает это в
три года. Да, проявление индивидуальных темпов развития речи возможно. Есть
дети, которые молчат до трех лет, а потом начинают говорить много, правильно
произносят все звуки, а их связная речь развивается стремительно. Но количество
таких малышей крайне невелико, а процент случаев речевой патологии разной
степени выраженности неуклонно растет. Возможно, кто-то будет успокаивать Вас
тем, что многие известные люди картавили и шепелявили. Но далеко не все дети с
подобными дефектами речи становятся успешными людьми, и часто именно речевые
проблемы являются причиной их неудач.
Поэтому, если ребенок не говорит ни в год, ни в
полтора, ни в два года и особенно если в течении беременности матери, родов и
раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не теряйте времени,
обратитесь к неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше Вы выявите
причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из нее.
Не отказывайтесь от направления на различные
исследования, не отвергайте лекарства, которые может назначить ребенку
невропатолог. Прочитав аннотацию к препаратам группы ноотропов, которые иногда
назначают детям с речевой патологией, родители отказываются от лечения, не
задумываясь о том, что это может привести к направлению ребенка в речевую
школу, потому что в обычном образовательном учреждении не говорящий малыш
учиться не сможет. Не теряйте времени! И не отчаивайтесь, даже когда диагноз
уже поставлен и пугает Вас.
К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое
смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил
смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные
звуки ([б], [б'], [п], [п'], [м], [м'], [т], [т'], [н], [н'], [к], [к5], [г],
[г'], [в], [в'], [ф], [ф']) и строит
простые распространенные или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне
новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя
в его речи еще достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать
лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.
К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие
звуки [с], [с'], [з], [з'], использует в речи сложноподчиненные предложения («Я
люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием
рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали.
Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [р].
Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и
неумение делать это приводят к возникновению серьезного нарушения
звукопроизношения.
К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки
[ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно
рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.
В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно
произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи
грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и
монологической, контекстной и ситуативной.
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание
ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том
числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных
и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев.
Бытует глубоко неправильное мнение о том, что
звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без
специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно,
овладевает правильным произношением. В действительности же невмешательство в
процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в
развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом
преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается
воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни.
Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную,
отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение
для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими
детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося
каждый звук, не торопиться, не "съедать" слогов и окончаний слов.
Совершенно неуместна "подделка" под детский
язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей
речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно ("смори"
вместо "смотри", "не бежи" вместо "не беги",
"ваще" вместо "вообще" и т. д.)
Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для
ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к ребёнку, вы побуждаете их
отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи. Вы
должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает
артикуляцию взрослых.
Комментарии
Отправить комментарий