Условия успешного речевого развития ребенка.


Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Условия успешного речевого развития в детском саду.

1.    Создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию речи каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

2.    Создание условий для развития общения и речи детей:

- педагоги побуждают детей обращаться к взрослым вопросами, суждениями, высказываниями;

- побуждают детей к речевому общению между собой.

     3. Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:

          - речь педагогов четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная – в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

     4.  Педагоги обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

         - следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

         - наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

      5. Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

         -  обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

         - помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

         - обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

         - знакомят детей с антонимами, синонимами, омонимами.

      6. Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

        - учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

        - учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения;

      7. педагоги развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

       - поощряют детей рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

        - организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

      8. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

      9. Педагоги создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

       - стимулируют детей комментировать свою речь;

       - упражняют в умении планировать свою деятельность.

Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольной организации не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

1.    Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.

2.    Создание условий для общения с другими детьми.

3.    Совместные игры взрослого и ребенка. Ребенок подражает действиям взрослого. Именно это подражание является одним из важнейших механизмов формирования общения и речи в раннем возрасте.

4.    Речь взрослого – пример для подражания. Речь ребенка развивается во многом в результате подражания речи окружающих.

5.    Развитие мелкой моторики рук: застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки; играть с конструктором, мозаикой, кубиками; играть с вкладышами; резать ножницами; раскрашивать; рисовать различными материалами: ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.

6.    Удовлетворение любознательности ребенка. Не оставлять без ответа вопросы ребенка. Дать ребенку возможность приобретать познавательный опыт в самой разнообразной деятельности: игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой.

7.    Чтение художественной литературы. Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

8.    Разучивание стихов. При заучивании стихотворений с детьми решается сразу несколько задач: научить выразительно читать его перед слушателями и развитие памяти ребенка.

9.    Рассказывание стихов руками. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов.

10. Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение музеев.

11. Своевременное устранение недостатков речи ребенка.

 

Только совместными усилиями детского сада и семьи можно добиться положительных результатов в развитии речи детей дошкольного возраста.

 

 

 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Закончи стихотворение

Изучение многозначности слов с детьми логопедической группы

Физкультминутки на разные звуки.