Условия успешного речевого развития ребенка.
Речь ребенка не является
врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной
степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения
и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Условия
успешного речевого развития в детском саду.
1.
Создание предметно-развивающей среды,
способствующей развитию речи каждого ребенка с учетом его склонностей,
интересов, уровня активности.
2.
Создание условий для развития общения и
речи детей:
-
педагоги побуждают детей обращаться к взрослым вопросами, суждениями,
высказываниями;
-
побуждают детей к речевому общению между собой.
3. Педагоги задают детям образцы
правильной литературной речи:
- речь педагогов четкая, ясная,
красочная, полная, грамматически правильная – в речь включаются разнообразные
образцы речевого этикета.
4. Педагоги
обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с
их возрастными особенностями:
- следят за правильным произношением,
в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют
звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют
чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
- наблюдают за темпом и громкостью
речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
5. Педагоги обеспечивают детям условия
для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:
- обеспечивают детям условия для включения
детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
- помогают
ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
-
обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);
-
знакомят детей с антонимами, синонимами, омонимами.
6.
Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
- учат
правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться
суффиксами;
- учат
формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения;
7.
педагоги развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:
-
поощряют детей рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
-
организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
8. Уделяют
специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в
выполнении словесной инструкции.
9.
Педагоги создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи
детей в соответствии с их возрастными особенностями:
-
стимулируют детей комментировать свою речь;
-
упражняют в умении планировать свою деятельность.
Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не
может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей,
если в дошкольной организации не созданы условия для привлечения родителей к
участию в образовательно-воспитательном процессе.
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
1.
Эмоциональное общение с ребенком с момента
рождения.
2.
Создание условий для общения с другими
детьми.
3.
Совместные игры взрослого и ребенка.
Ребенок подражает действиям взрослого. Именно это подражание является одним из
важнейших механизмов формирования общения и речи в раннем возрасте.
4.
Речь взрослого – пример для подражания.
Речь ребенка развивается во многом в результате подражания речи окружающих.
5.
Развитие мелкой моторики рук: застегивать
пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические
игрушки; играть с конструктором, мозаикой, кубиками; играть с вкладышами;
резать ножницами; раскрашивать; рисовать различными материалами: ручкой,
карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.
6.
Удовлетворение любознательности ребенка.
Не оставлять без ответа вопросы ребенка. Дать ребенку возможность приобретать
познавательный опыт в самой разнообразной деятельности: игровой,
конструктивной, изобразительной, трудовой.
7.
Чтение художественной литературы.
Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение
речи ребенка.
8.
Разучивание стихов. При заучивании
стихотворений с детьми решается сразу несколько задач: научить выразительно
читать его перед слушателями и развитие памяти ребенка.
9.
Рассказывание стихов руками. Совокупность
движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности
речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а
подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание
стихов.
10.
Совместные выезды на природу, экскурсии,
посещение музеев.
11.
Своевременное устранение недостатков речи
ребенка.
Только совместными усилиями детского сада и семьи можно добиться
положительных результатов в развитии речи детей дошкольного возраста.
Комментарии
Отправить комментарий