Занимательная АЗБУКА
Чтение представляет
собой чрезвычайно сложный психофизический процесс, в котором во
взаимопроникающем единстве проявляются акты устной речи (как исходной базы
чтения) и письменной речи (как графического выражения устной же речи). Чтение –
не простой перевод графических знаков на звуки речи, это сложный процесс
обобщенных представлений, комплексов динамических стереотипов графем. Процесс
чтения в первую очередь базируется на узнавании буквы и связанного с нею звука.
Чтобы правильно читать, надо правильно говорить, правильно понимать читаемое,
правильно видеть написанное и правильно соотносить его с произносимым.
Различаются литеральные
алексии и дислексии (не узнаются отдельные буквы) и вербальные (отдельные буквы
называются, но слова не узнаются). Ребенок может видеть, списывать буквы, хотя
иногда и с затруднениями, но не узнает их, т.е. не соотносит их с определенными
звуками. Основной причиной неузнавания букв является неточное, нечеткое
восприятие их, неустойчивость представлений о них.
Смешивание букв не только
зависит от количества сходных черт, но и главным образом от того, как
отражается в памяти дошкольника весь облик буквы. Обычно в образе буквы
сохраняется основное ее строение – некоторые детали отпадают, а сходные черты
преувеличиваются, что содействует смешению. Дети не замечают крупных частей
буквы, а часть буквы принимают за всю букву или пространственно перемещают ее
части. В результате таких искажений теряется возможность узнать букву. Поэтому
буквы легко смешиваются одно с другой, особенно сходные по своему начертанию, и
тем более, если они в слове близко расположены друг от друга.
Понимание нарушений письма и чтения как дефекта,
связанного с недоразвитием речи, открывает пути к его предупреждению до того,
как ребенок поступает в школу. Механизмы нарушений чтения и письма во многом
являются сходными, поэтому и в методике коррекционно-логопедической работы по
их устранению имеется много общего.
Основной целью программы
по обучению грамоте дошкольников является выработка у детей умения
ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе –
развитие интереса и способностей к чтению. Занимаясь с дошкольником, важно
помнить о том, что главная цель – вовсе не дать ребенку готовые знания и
навыки, например заставить выучить все буквы, а выработать у ребенка интерес к
ним, желание получать знания, а также познакомить со способами осуществления
этого желания. Форма подачи материала должна быть такова, чтобы было обеспечено
осознанное усвоение материала, чтобы дети не утомлялись, были активны,
заинтересованы.
«Занимательная АЗБУКА» Цели и задачи: учить детей находить буквы на картинках; развивать представление об образе букв, память, формировать зрительный образ букв, находить несоответствия в их изображениях; формировать и расширять словарный запас; развивать у детей мыслительную деятельность; расширять представления детей об окружающей действительности и воспитывать у них заботливое отношение к ее жителям; развитие лексико-грамматического строя речи; развивать связную речь.
«Занимательная АЗБУКА»
Цели и задачи: учить детей делить слова на слоги, определять количество и
порядок слогов в слове, соотносить слово со слоговой схемой; обучать детей
слоговому анализу слов (одно- двух- трех- и четырехсложных); развивать
фонематические процессы; развитие слуховой памяти и внимания; расширение
словарного запаса; развивать дыхание и голос; воспитывать умение у детей
работать в паре
Использование на
занятиях игры «Занимательная АЗБУКА» способствует развитию:
зрительно-пространственных функций с целью профилактики
нарушений чтения и письма; мыслительной деятельности
и эмоционально-личностных особенностей поведения ребенка. В ходе игры
у ребенка формируется эмоционально положительное отношение к школе, повышается
познавательная активность ребенка, а также развивается зрительное восприятие,
память, воспитывается наблюдательность.
Комментарии
Отправить комментарий