Комплексы игровой
оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного
возраста"
Цель гимнастики: Пробудить детей ото сна, обеспечить
постепенное пробуждение организма ребенка и подготовку его функциональных
систем к более интенсивным нагрузкам.
Этапы:
1. Гимнастика пробуждения.
2. Самомассаж тела.
3. Упражнения, направленные
на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.
4. Дыхательная гимнастика.
Комплекс №1
1.Гимнастика в постели (
2-3 мин. )
·
Потягивание. И.п.- лёжа на спине. Руки поднять
вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от
себя правую и левую руку, правую и левую ногу ( то носком, то пяткой),
можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник. (
3-4 раза)
- Игра « Зима и
лето» ( напряжение и расслабление мышц). И.п.- лёжа на спине,
на сигнал «Зима» дети должны свернуться в клубок, изображая, что им
холодно. На сигнал « Лето»! дети раскрываются, расслабляют мышцы
тела, показывая, что им тепло . (3-4раз)
·
Самомассаж ладоней ( « Зимой
очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы согреться»)
И.п.- сидя в постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладоши до
появления тепла, затем тёплыми ладонями « умыть» лицо. ( 3-4раз)
2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)
- Ходьба босиком по
корригирующим дорожкам. Ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стопы.
- И.п.- сидя на
стульчиках. « Согреем наши ножки». Ноги вытянуть вперёд, сжимать и
разжимать пальцы на ногах. (6-8раз)
- И. п. - сидя на
стульчиках. Ноги вытянуть вперёд, тянуть ноги то носками, то пятками. (6-8раз)
- И.п. - сидя на
стульчиках. Ноги вытянуть вперёд и соединить, рисовать ногами в воздухе
различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). ( 6-8 раз)
- И.п.- то же, ноги - ступнями на
полу. Поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола (6-8 раз).
3. Профилактика нарушений осанки ( 2-3 мин.)
« У меня спина прямая»
И.п. - узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.
- «У меня спина прямая, я
наклонов не боюсь» ( наклоны вперед)
- « Выпрямляюсь, прогибаюсь,
поворачиваюсь» ( действия в соответствии с текстом)
- « Раз, два. три, четыре, три,
четыре, раз, два!» ( повороты туловища-руки на поясе).
- « Я хожу с осанкой гордой,
прямо голову держу» (ходьба на месте)
- « Раз, два, три, четыре, три,
четыре, раз, два» ( повороты туловища)
- « Я могу присесть и встать,
снова сесть и снова встать» ( действия в соответствии с текстом)
- « Наклонюсь туда- сюда! Ох,
прямешенька спина!»(наклоны туловища, руки скользят по бёдрам).
4. Водные процедуры (умывание,
обливание рук прохладной водой)
Комплекс №2
1.Гимнастика в постели ( 2-3- мин.)
- И.п.:-лёжа на спине,
руки вдоль туловища. 1- Прижать подбородок к груди ( не поднимая головы), носки
потянуть на себя; 2- и.п. (3-4 раз)
- И.п.- лёжа на
животе, руки - вверх, голова опирается лбом, пятки вместе, носки оттянуты. 1-
потянуться головой и руками в одну сторону, ногами в противоположную; 2- И.п.
( 3-4 раз)
·
Игра «Зима и лето» И.п.: лёжа на спине. На сигнал « Зима»-
дети должны свернуться в клубок, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето!»
- раскрываются, расслабляются.
·
2.Профилактика плоскостопия
(2-3- мин.)
- Ходьба друг за другом
( босиком)
« На огород мы наш
пойдём.
Овощей там
наберём».
- (Ходьба на носках)
« Дорога коротка, узка.
Идём, ступая мы с
носка!
- (Приставной
шаг боком с « пружинкой)
« По бордюру мы идём
Приседаем мы на
нём»
·
(Ходьба с перекатом с пятки на носок, держа туловище
прямо и глядя вперед)
« Усталые ножки
Шли по дорожке».
-(Сидя на стуле,
поднимать и опускать носки ног, не отрывая пяток от пола. ( 6-8- раз)
« На камушек мы
сели,
Сели,
посидели».
( Погладить мышцы
ног и ступни)
« Ножки отдыхают,
Мышцы
расслабляют»
3.Профилактика нарушений
осанки ( 2-3 мин.)
·
« Подсолнух»- Посреди двора золотая голова.
·
И.п. - о.с.1- поднять руки через стороны вверх, встать на носки; 2-
вернуться в исходное положение.
·
« Морковь»- За кудрявую
косу
Ее из норки я тащу.
И.п.- стоя на коленях. 1- наклон вперёд,
руки вперед- вниз; 2- вернуться в и.п.
- « Репка» - « Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок».
И.п.- с прямыми
ногами, руки впереди, внизу, 1- поднять руки через стороны вверх, 2- вернуться
в и.п.
- « Картошка» -
И зелён, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко - под кустом картошка.
И.п. - лёжа на
спине. I- поднять руки и ноги под углом 45° вверх; 2- вернуться в и.п.
- «Капуста»-
Лоскуток на
лоскуток- зелёная заплатка,
1- согнуть
ноги в коленях вверх, руки перевести на спину; 2- вернуться в и.п.
- «Пугало»
« Кто стоит на палке
С бородою из мочалки
Ветер дует- он шумит,
Ногами дёргает, скрипит»
Прыжки на двух
ногах, руки- в стороны, вниз, в чередовании с ходьбой.
5.Водные процедуры ( умывание,
обливание прохладной водой).
Комплекс №3
1. Гимнастика в постели ( 2-3- мин.)
- (Дети ложатся
на кровати, «свернувшись клубочком»)
А у нас котята спят.
Мур- мур, мур-мур!
Просыпаться не хотят.
Мур- мур, мур-мур!
Тихо спят спина к спине
и мурлыкают во сне:
Мур- мур, мур-мур!
.мур- мур-мур !
·
( Поворачиваются на спину и делают вращательные
упражнения руками и ногами)
Вот на спинку все легли.
Мур- мур, мур-мур!
Расшалились все они.
Мур- мур, мур-мур!
Лапки вверх, и все
подряд, все мурлыкают, шалят.
Мур- мур, мур-мур! .мур-
мур-мур !
2.Профилактика плоскостопия
(2-3 мин.)
·
( Бесшумная ходьба на цыпочках)
«Вам покажем мы
немножко,
Как ступает мягко кошка
Еле слышно- топ-топ-топ,
Хвостик снизу: оп-оп-оп»
–(Высокие, легкие прыжки
с ноги на ногу по кругу)
« Но, подняв свой хвост
пушистый,
Кошка может быть и быстрой»
-( Прыжки на двух ногах
на месте, как можно выше).
«Ввысь бросается
отважно.
Скок да скок, еще
подскок».
-( Громко
мяукают и убегают на стульчики)
« А потом мяукает « Мяу»!
Я в свой домик
убегаю!»
Самомассаж стоп
И.п.- сидя на стульчиках, положить ногу на
ногу. На правой руке сгибают пальцы, делая « щепоточку», и проводят энергично
ими по ступне левой ноги; повторяют всё с правой ноги.
3.Профилактика нарушений
осанки ( 2-3 мин.)
- «Поза
сердитой кошки» И.п,-
встать на колени, затем руки и бедра поставить перпендикулярно на пол и
параллельно друг другу. Голову опустить, а спину плавно выгнуть вверх.
Сосредоточивать внимание на позвоночник.( 10-15 секунд)
- «Поза
доброй кошки» И.п.
- то же. Голову поднять, плавно максимально прогнуться в пояснице ( 10-15
секунд)
- «
Хвостик» И.п. -
то же. Двигать бёдрами вправо- влево,
как « кошечка» вертит своим хвостом», сначала
в медленном темпе, потом постепенно ускоряя.
- «Кошка-
царапушка». И.
п.- стоя, руки вытянуты вперёд. Вдох через нос - кисти к плечам, отводя
локти назад и сжимая пальцы в кулачки; лопатки должны сойтись вместе.
Резкий выдох через рот (ф-ф-ф-..).- выбросить вперёд руки с широко
расставленными пальцами, совершая энергичные движения, как бы царапая
пространство перед собой.
- Массаж спины «Дождик»
Дождик бегает по крыше - Бом-бом, бом-бом!
По весёлой звонкой крыше - Бом-бом,
бом-бом! ( встать друг за другом паровозиком и похлопывать друг друга
по спине)
- Дома, дома посидите - Бом-бом, бом-бом!
Никуда не выходите - Бом-бом,
бом-бом!( постукивание пальчиками)
- Почитайте, поиграйте - Бом-бом, бом-бом!
А уйду, тогда гуляйте... Бом-бом, бом-бом!( поколачивание
кулачками)
- Повторение 1 куплета ( поглаживание ладошками)
4.Водные процедуры ( умывание,
обливание прохладной водой)
Комплекс №4
1.Гимнастики в постели (
2-3 мин.)
- Потягивание ( « Снежная королева
произнесла волшебные слова, и дети стали расти во сне»)
И.п.- лёжа на спине, руки поднять вверх и
опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую
и левую руку, правую и левую ногу ( то носком, то пяткой), можно потянуться
одновременно руками, ногами.
- Игра « Зима и лето». (
напряжение и расслабление мышц»)
И.п.- лёжа на спине. На
сигнал « Зима !» дети должны свернуться в клубок, дрожать всем
телом, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето!» дети
раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло.
2. Профилактика
плоскостопия (2-3 мин. )
- Игра на внимание « Тропинка». По
команде воспитателя « тропинка», дети становятся друг за другом,
кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, опуская голову чуть-чуть
вниз. По команде « Кочка», дети направляются к центру круга,
подняв соединённые руки вверх. На слово « Кочки», дети приседают,
положив руки на голову.
- Поднять
ноги, согнутые в коленях, держать их на весу несколько секунд, затем
опустить ( 4-5 раз)
- « Весёлые ножки»: выставить одну ногу вперед на
пятку, затем на носок и убрать под стул ( 4-5- раз)
3. Профилактика
нарушений осанки ( 2-3 мин.)
- Прыжки на месте на
двух ногах, руки слегка согнуты
( « лапки»).
« Скачут, скачут во лесочке
Зайцы- серые
клубочки».
–
Прыжки вперед-назад
« Прыг-скок,
прыг-скок-
- Встать прямо, руки опустить.
« Встал зайчонок
на пенёк
Всех построил по
порядку
Стал показывать зарядку
-Шаг на месте
« раз, шагают все на месте.
-Руками перед
собой выполняют движение «ножницы»
«Два!» Руками машут вместе.
Присесть. Встать.
« Три!» Присели, дружно встали !
- Почесать за ухом.
« Все за
ушком почесали»
Выпрямиться.
« На четыре потянулись»
- Прогнуться,
наклониться вперед
« Пять! Прогнулись и нагнулись»
«
Шесть! Все встали снова в ряд»
- Маршируют по кругу.
« Зашагали как отряд»
4. Водные процедуры (умывание,
обливание рук прохладной водой)
Комплекс №5
1.Гимнастика в постели ( 2-3- мин. )
- Потягивание. И.п. - лёжа на спине, руки
вдоль туловища. Поочередно поднимать правую, левую руку вверх, тянуться,
отпустить. ( тоже самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой)
- « Отдыхаем» И.п. - лёжа на животе с
опорой на локти, ладошками аккуратно поддерживаем подбородок. Поочерёдно
сгибать и разгибать ноги в коленях.
2. Профилактика
плоскостопия (2-3 мин.)
Упражнение с обручами.
Дети встают в круг. Каждый держится за
свой обруч и за обруч другого ребёнка. Получается замкнутый круг - « карусель».
На слова « Еле-еле
еле-еле завертелись карусели» - все
начинают двигаться приставным шагом. Затем на слова « А потом, потом, потом,
все бегом, бегом, бегом!- все бегут, на слова « Тише!, тише, не спешите,
карусель остановите!»- дети переходят на ходьбу. Педагог предлагает разобрать
карусель, а с обручем выполнить упражнения.
3.Профилактика нарушений
осанки (2-3 мин.)
·
дети весело идут, они обручи несут.
( идти друг за другом,
держа на плече обруч)
·
Стали обруч поднимать, стали обруч опускать ( поднять
обруч вверх и опустить вниз)
·
Вот в окошко посмотрели ,
И все
дружненько присели (присесть, вытягивая руки с обручем вперёд)
·
Дружно сделаем наклон,
И все
спиночку прогнём ( наклоны вперёд, вытягивая руки с обручем
перед собой)
·
Вправо обруч повернём, влево обруч повернём ( повороты вправо,
влево обручем)
-Обруч мы не отпускаем, через обруч
проползаем ( продеть обруч сверху вниз)
-Ручками его возьмём,
ножками перешагнём (держа руки рядом, взять обруч двумя
руками и перешагнуть через него вперёд и назад, высоко поднимая ноги)
- Обруч на пол опускаем,
и прыжки мы начинаем ( прыжки на двух ногах в обруче и
перешагивая через него)
4. Массаж спины
Дождик бегает по
крыше- Встать друг за другом
« паровозиком»,
Бом! Бом!
Бом! и похлопывать друг друга
по спине весёлой
звонкой крыше
Бом!
Бом! Бром!
Дома , дома,
посидите- Постукивание
пальчиками
Бом!
Бом! Бом!
Никуда не выходите- Бом! Бом!
Бом!
Почитайте ,
поиграйте- Поколачивание
кулачками
Бом!
Бом! Бом!
А уйду - тогда гуляйте- Бом! Бом! Бом!
Дождик
бегает по крыше- Поглаживание
ладошками
Бом! Бом! Бом!
По весёлой звонкой крыше
Бом! Бом! Бом!
5.Водные процедуры (умывание ,
обливание рук прохладной водой)
Комплекс №6
1.Гимнастика в
постели
И.п.- ребенок лежит на спине, руки вдоль
туловища: прижать подбородок к груди ( не поднимая голову), носки потянуть на
себя; потянуться, стремясь макушкой в одну сторону, пятками в противоположную
сторону, вернуться в исходное положение.
-И.п.- лёжа на животе, руки вверх, голова
опирается лбом, пятки вместе, носки оттянуты: потянуться головой и руками в
одну сторону, ногами в противоположную, расслабиться.
2. Самомассаж,
предотвращающий простуду ( 2-3 мин.)
Воспитатель:
Выпал снег, но вот досада-
Не готовы мы к зиме
Простужаться нам не надо
Сделаем массаж себе!
(Дети делают себе точечный массаж
биологически активных зон, предотвращающий простуду):
- Утка крякает, зовёт всех утят с собою,
(Поглаживать шею
ладонями сверху вниз)
- А за ними кот идёт, словно к водопою.
( Указательными пальцами
растирать крылья носа)
-У кота хитрющий вид, их поймать
мечтает!
(Пальцами поглаживает
лоб от середины к вискам)
- Не смотри ты на утят-
Не умеешь плавать!
( Раздвинув указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массировать
точки около уха)
3.Профилактика нарушений
осанки ( 2-3 мин. )
·
«Лыжник»: имитация ходьбы на лыжах в течении
1,5 минут
·
«Дерево»: ноги и туловище стоят неподвижно, а
руки и пальцы имитируют колебание ветвей на ветру.
Стоят
деревья в инее-
То белые, то синие.
·
« Птица»: рука выводится вперед на 45 от
туловища, большим пальцем вниз. Затем отводится вверх и в сторону.
На деревья посмотри-
Прилетели снегири.
·
« Будут на зиму дрова»: встать в пары,
взявшись за правые руки, левую руку спрятать за спину и имитировать движения
пальчиков.
Приговаривая:
Мы сейчас
бревно распилим,
Пилим- пилим, пилим-пилим
Раз-два,
Раз-два!
Будут на
зиму дрова'
Пальчиковая игра «
Снеговик»
·
Давай дружок, смелей дружок,
·
Кати по снегу свой снежок
( Показать, как летят
снежки)
·
Он превратится в толстый ком.
( Показать руками перед
собой большой ком)
- И станет ком Снеговиком.
( Поставить руки на
пояс, покачать головой и улыбнуться)
·
Его улыбка так светла (улыбаться)
·
Два глаза., шляпа., нос... метла...
( Руками
показать на глаза, голову, нос, поднять одну руку вверх, раздвинув пальцы ( «
метла»)
-Но солнце припечёт слегка-
Увы, и нет Снеговика.
( Развести руки в
стороны)
5.Водные процедуры. ( умывание,
обливание рук прохладной водой)
Комплекс №7
1.Гимнастика в постели ( 2-Змин. )
- И. п. - лёжа на спине, голова ,
туловище, ноги- на одной прямой линии, руки вдоль туловища, прижать подбородок
к груди. Носки на себя; потянуться сначала одной пяткой, затем другой; макушка
стремиться в противоположную сторону; вернуться в исходное положение.
·
И.п.- лёжа на животе, руки вверх. Голова опирается лбом: потянуться,
макушкой стремясь в одну сторону, а руками давить таз, оттягивая его в
противоположную, вернуться в и.п.
2.Коррекционная
физминутка. « Прогулка в зимнем лесу» ( для
улучшения
зрения ( 2-3 мин.)
- Мы пришли в зимний лес. ( Ходьба
по кругу)
- Сколько здесь вокруг чудес! (Развести
руки в стороны)
- Справа берёзка в шубке стоит ( Руки
отвести вправо и посмотреть на неё).
- Слева ёлка на нас глядит (Отвести руку
влево и проследить за ней взглядом)
-
Снежинки в небе кружатся, (Дважды « фонарики» и посмотреть
вверх)
- На землю красиво ложатся.( Кружась,
присесть).
- Вот и зайка поскакал, от лисы он убежал
( Прыжки на 2-х ногах на месте).
-Это серый волк рыщет, он
себе добычу ищет!( Руки на поясе, наклоны в стороны)
- Все мы спрячемся сейчас, не найдёт тогда он нас!(Медленно
присесть, прячась)
- Лишь медведь в берлоге спит, так
всю зиму он проспит (Имитировать сон)
- Прилетают снегири, ух, красивые, они!( Имитировать
полёт птиц)
- В лесу красота и покой (Развести
руки в стороны)
- Вот только холодно
зимой ( Обхватить руками плечи)
3.Оздоровительный массаж
всего тела ( 2-3 мин.)
(делать быстрые, частые
хлопки на соответствующие слова):
- Чтобы не зевать от скуки,
Встали и потёрли руки,
А потом ладошкой в лоб-
Хлоп-хлоп-хлоп.
-Щёки заскучали тоже?
Мы и их похлопать можем.
Ну-ка дружно, не зевать:
Раз- два- три-четыре-пять.
- Вот и шея. Ну-ка, живо
Переходим на загривок.
- А теперь уже, гляди,
Добрались и до груди.
Постучим по ней на славу:
Сверху, снизу, слева, справа.
- Постучим и тут и там,
И немного по бокам.
Не скучать и не лениться !
Перешли на поясницу.
Чуть нагнулись, ровно дышим.
Хлопаем, как можно выше.
4.Профилактика
плоскостопия ( 2-3 мин.)
- Выполнять круговые движения в
одну и другую сторону большими пальцами ног.
- Дети должны взять платочек от
воспитателя пальцами ног и удержать на весу.
- Дети расстилают платочек на
полу и пальцами сначала правой ноги собирают его и поднимают, удерживая
пальцами ноги; затем, то же самое делают пальцами левой ноги.
5. Водные процедуры ( умывание,
обливание рук прохладной водой)
Комментарии
Отправить комментарий