Комплексы игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста"


Цель гимнастики: Пробудить детей ото сна, обеспечить постепенное пробуждение организма ребенка и  подготовку его функциональных систем к более интенсивным нагрузкам.

Этапы: 

1.    Гимнастика пробуждения.

2.     Самомассаж тела.

3.    Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.

4.     Дыхательная гимнастика.

Комплекс  №1  

 

1.Гимнастика в постели ( 2-3 мин. )

·           Потягивание. И.п.- лёжа на спине. Руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу ( то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник.  ( 3-4 раза)

- Игра « Зима и лето» ( напряжение и расслабление мышц). И.п.- лёжа на спине, на сигнал «Зима» дети должны свернуться в клубок, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето»! дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло . (3-4раз)

·           Самомассаж  ладоней ( « Зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы согреться») И.п.-  сидя в постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладоши до появления тепла, затем тёплыми ладонями « умыть» лицо. ( 3-4раз)

 2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

- Ходьба босиком по корригирующим дорожкам. Ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стопы.

- И.п.- сидя на стульчиках. « Согреем наши ножки». Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах. (6-8раз)

- И. п. - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд, тянуть ноги то носками, то пятками. (6-8раз)

- И.п. - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд и соединить, рисовать ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). ( 6-8 раз)                                                                                                                                                                         - И.п.- то же, ноги - ступнями на полу. Поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола (6-8 раз).

                                                                                                                                             3. Профилактика нарушений осанки ( 2-3 мин.)                                                                                                            

« У меня спина прямая» И.п. - узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.                                                                                                                                                                  

  • «У меня спина прямая, я наклонов не боюсь» ( наклоны вперед)
  • « Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь» ( действия в соответствии с текстом)
  • « Раз, два. три, четыре, три, четыре, раз, два!» ( повороты туловища-руки на поясе).
  • « Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу» (ходьба на месте)
  • « Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два» ( повороты туловища)
  • « Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать» ( действия в соответствии с текстом)
  • « Наклонюсь туда- сюда! Ох, прямешенька спина!»(наклоны туловища, руки скользят по бёдрам).

4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)

                 

Комплекс  №2  

 1.Гимнастика        в постели ( 2-3- мин.)

- И.п.:-лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1- Прижать подбородок к груди ( не поднимая головы), носки потянуть на себя; 2- и.п.     (3-4 раз)

 - И.п.- лёжа на животе, руки - вверх, голова опирается лбом, пятки вместе, носки оттянуты. 1- потянуться головой и руками в одну сторону, ногами в противоположную; 2- И.п.     ( 3-4 раз)

·       Игра «Зима и лето» И.п.: лёжа на спине. На сигнал « Зима»- дети должны свернуться в клубок, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето!» - раскрываются, расслабляются.

·        

2.Профилактика        плоскостопия (2-3- мин.)

- Ходьба друг за другом ( босиком)

 « На огород мы наш пойдём.

  Овощей там наберём».

- (Ходьба на носках)

« Дорога коротка, узка.

 Идём, ступая мы с носка!

 - (Приставной шаг боком с « пружинкой)

« По бордюру мы идём

 Приседаем мы на нём»

·           (Ходьба с перекатом с пятки на носок, держа туловище прямо и глядя вперед)

« Усталые ножки

  Шли по дорожке».

 -(Сидя на стуле, поднимать и опускать носки ног, не отрывая пяток от пола. ( 6-8- раз)

 « На камушек мы сели,

   Сели, посидели».

  ( Погладить мышцы ног и ступни)

  « Ножки отдыхают,

  Мышцы расслабляют»

 

3.Профилактика нарушений осанки ( 2-3 мин.)

·      « Подсолнух»- Посреди двора золотая голова.

·      И.п. - о.с.1- поднять руки через стороны вверх, встать на носки; 2- вернуться в исходное положение.

·      « Морковь»-      За кудрявую косу

                                        Ее из норки я тащу.                                                             И.п.- стоя на коленях. 1- наклон вперёд, руки вперед- вниз; 2- вернуться в и.п.

  • « Репка» -    « Круглый бок, желтый бок,

                                 Сидит на грядке колобок».

 И.п.- с прямыми ногами, руки впереди, внизу, 1- поднять руки через стороны вверх, 2- вернуться в и.п.

  • « Картошка» -

          И зелён, и густ на грядке вырос куст.

          Покопай немножко - под кустом картошка.

  И.п. - лёжа на спине. I- поднять руки и ноги под углом 45° вверх; 2- вернуться в и.п.

  • «Капуста»- 

   Лоскуток на лоскуток- зелёная заплатка,

   1- согнуть ноги в коленях вверх, руки перевести на спину; 2- вернуться в и.п.

  • «Пугало»

« Кто стоит на палке

          С бородою из мочалки

          Ветер дует- он шумит,

          Ногами дёргает, скрипит»

 Прыжки на двух ногах, руки- в стороны, вниз, в чередовании с ходьбой.

5.Водные процедуры ( умывание, обливание прохладной водой).

                     

   Комплекс  №3  

1. Гимнастика в постели ( 2-3- мин.)

(Дети ложатся на кровати, «свернувшись клубочком») 

А у нас котята спят. Мур- мур, мур-мур!

Просыпаться не хотят. Мур- мур, мур-мур!

Тихо спят спина к спине и мурлыкают во сне:

 Мур- мур, мур-мур! .мур- мур-мур !

·          ( Поворачиваются на спину и делают вращательные упражнения руками и ногами)

Вот на спинку все легли. Мур- мур, мур-мур!

Расшалились все они. Мур- мур, мур-мур!

Лапки вверх, и все подряд, все мурлыкают, шалят.

Мур- мур, мур-мур! .мур- мур-мур !

2.Профилактика        плоскостопия (2-3 мин.)

·          ( Бесшумная ходьба на цыпочках)

«Вам покажем мы немножко,

Как ступает мягко кошка

Еле слышно- топ-топ-топ,

Хвостик снизу: оп-оп-оп»

–(Высокие, легкие прыжки с ноги на ногу по кругу)

« Но, подняв свой хвост пушистый,

 Кошка может быть и быстрой»

-( Прыжки на двух ногах на месте, как можно выше).

«Ввысь бросается отважно.

 Скок да скок, еще подскок».

 -( Громко мяукают и убегают на стульчики)

« А потом мяукает « Мяу»!

Я  в свой домик убегаю!»

Самомассаж  стоп

И.п.- сидя на стульчиках, положить ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делая « щепоточку», и проводят энергично ими по ступне левой ноги; повторяют всё с правой ноги.

3.Профилактика нарушений осанки ( 2-3 мин.)

  • «Поза сердитой кошки» И.п,- встать на колени, затем руки и бедра поставить перпендикулярно на пол и параллельно друг другу. Голову опустить, а спину плавно выгнуть вверх. Сосредоточивать внимание на позвоночник.( 10-15 секунд)
  • «Поза доброй кошки» И.п. - то же. Голову поднять, плавно максимально прогнуться в пояснице ( 10-15 секунд)
  • « Хвостик»  И.п. - то же.  Двигать бёдрами вправо- влево,                 как « кошечка» вертит своим хвостом», сначала в медленном темпе, потом постепенно ускоряя.
  • «Кошка- царапушка». И. п.- стоя, руки вытянуты вперёд. Вдох через нос - кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулачки; лопатки должны сойтись вместе. Резкий выдох через рот (ф-ф-ф-..).- выбросить вперёд руки с широко расставленными пальцами, совершая энергичные движения, как бы царапая пространство перед собой.
  • Массаж спины «Дождик»

Дождик бегает по крыше - Бом-бом, бом-бом!

По весёлой звонкой крыше - Бом-бом, бом-бом!  ( встать друг за другом паровозиком и похлопывать друг друга по спине)

       - Дома, дома посидите - Бом-бом, бом-бом!

   Никуда не выходите - Бом-бом, бом-бом!( постукивание пальчиками)

       - Почитайте, поиграйте - Бом-бом, бом-бом!

        А уйду, тогда гуляйте... Бом-бом, бом-бом!( поколачивание кулачками)

        - Повторение 1 куплета ( поглаживание ладошками)

4.Водные процедуры ( умывание, обливание прохладной водой)

               

Комплекс  №4  

1.Гимнастики в постели ( 2-3 мин.)

- Потягивание ( « Снежная королева произнесла волшебные слова, и дети стали расти во сне»)

И.п.- лёжа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу ( то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами.

- Игра « Зима и лето». ( напряжение и расслабление мышц»)

И.п.- лёжа на спине. На сигнал « Зима !» дети должны свернуться в клубок, дрожать всем телом, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло.

2Профилактика плоскостопия (2-3 мин. )

- Игра на внимание « Тропинка». По команде воспитателя « тропинка», дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, опуская голову чуть-чуть вниз. По команде « Кочка», дети направляются к центру круга, подняв соединённые руки вверх. На слово   « Кочки», дети приседают, положив руки на голову.

  • Поднять ноги, согнутые в коленях, держать их на весу несколько секунд, затем опустить ( 4-5 раз)
  • « Весёлые ножки»: выставить одну ногу вперед на пятку, затем на носок и убрать под стул ( 4-5- раз)

3. Профилактика нарушений осанки ( 2-3 мин.)

- Прыжки на месте на двух ногах, руки слегка согнуты

( « лапки»).                      

 « Скачут, скачут во лесочке                                                                                

  Зайцы- серые клубочки».                                                                                    

     – Прыжки вперед-назад                                                                                                                

  « Прыг-скок, прыг-скок-                                                                                      

     - Встать прямо, руки опустить.                                                                              

 « Встал зайчонок на пенёк                                                                                                          

  Всех построил по порядку                                                                                                                       Стал показывать зарядку                                                                                                              

      -Шаг на месте                                                                                                                  

   « раз, шагают все на месте.                                                                                      

 -Руками перед собой выполняют движение  «ножницы»                                                              

  «Два!» Руками машут вместе.                                                                                  

 Присесть. Встать.                                                                                                    

   « Три!» Присели, дружно встали !                                                                                                                  

  - Почесать за ухом.                                                                                                                  

    « Все за ушком почесали»                                                                                                        

  Выпрямиться.                                                                                                                              « На четыре потянулись»                                                                                                                  - Прогнуться, наклониться вперед                                                                                                          

   « Пять! Прогнулись и нагнулись»                                                                                      

     « Шесть! Все встали снова в ряд»                                                                                                

   - Маршируют по кругу.                                                                                                                             « Зашагали как отряд»

4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)

                 

 Комплекс  №5

1.Гимнастика        в постели ( 2-3- мин. )

- Потягивание. И.п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую, левую руку вверх, тянуться, отпустить. ( тоже самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой)

- « Отдыхаем» И.п. - лёжа на животе с опорой на локти, ладошками аккуратно поддерживаем подбородок. Поочерёдно сгибать и разгибать ноги в коленях.

2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)  

Упражнение с обручами.

Дети встают в круг. Каждый держится за свой обруч и за обруч другого ребёнка. Получается замкнутый круг - « карусель». На слова « Еле-еле

еле-еле завертелись карусели» - все начинают двигаться приставным шагом. Затем на слова « А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом!- все бегут, на слова   « Тише!, тише, не спешите, карусель остановите!»- дети переходят на ходьбу. Педагог предлагает разобрать карусель, а с обручем выполнить упражнения.

3.Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

·           дети весело идут, они обручи несут.

( идти друг за другом, держа на плече обруч)

·           Стали обруч поднимать, стали обруч опускать ( поднять  обруч  вверх и опустить вниз)

·           Вот в окошко посмотрели ,

    И все дружненько присели (присесть, вытягивая руки с обручем вперёд)

·           Дружно сделаем наклон,

    И все спиночку прогнём ( наклоны вперёд, вытягивая руки с обручем перед собой)

·           Вправо обруч повернём, влево обруч повернём ( повороты вправо, влево обручем)

-Обруч мы не отпускаем, через обруч проползаем ( продеть обруч сверху      вниз)

-Ручками его возьмём, ножками перешагнём (держа руки рядом, взять обруч двумя руками и перешагнуть через него вперёд и назад, высоко поднимая ноги)

- Обруч на пол опускаем, и прыжки мы начинаем ( прыжки на двух ногах в обруче и перешагивая через него)

                                                                                                                                              4. Массаж спины

Дождик бегает по крыше-        Встать друг за другом « паровозиком»,

Бом! Бом! Бом!        и похлопывать друг друга по спине              весёлой звонкой крыше

     Бом! Бом! Бром!

Дома , дома, посидите-        Постукивание пальчиками

     Бом!   Бом!    Бом!                                         Никуда не выходите-        Бом!   Бом!   Бом!

Почитайте , поиграйте-        Поколачивание кулачками

    Бом!  Бом!   Бом!                   А уйду - тогда гуляйте- Бом!  Бом!   Бом!

    Дождик бегает по крыше-        Поглаживание ладошками                             Бом!  Бом!  Бом!                                                                                                                   По весёлой звонкой крыше                                                                                                               Бом! Бом! Бом!

5.Водные процедуры  (умывание , обливание рук прохладной водой)

                   

Комплекс  №6  

1.Гимнастика        в постели

И.п.- ребенок лежит на спине, руки вдоль туловища: прижать подбородок к груди ( не поднимая голову), носки потянуть на себя; потянуться, стремясь макушкой в одну сторону, пятками в противоположную сторону, вернуться в исходное положение.

-И.п.- лёжа на животе, руки вверх, голова опирается лбом, пятки вместе, носки оттянуты: потянуться головой и руками в одну сторону, ногами в противоположную, расслабиться.                                                                                

2. Самомассаж, предотвращающий простуду ( 2-3 мин.)                                    

Воспитатель:                                                                                                           Выпал снег, но вот досада-                                                                                                     Не готовы мы к зиме                                                                                               Простужаться нам не надо                                                                          Сделаем массаж себе!

(Дети делают себе точечный массаж биологически активных зон, предотвращающий простуду):

- Утка крякает, зовёт всех утят с собою,

(Поглаживать шею ладонями сверху вниз)

- А за ними кот идёт, словно к водопою.

( Указательными пальцами растирать крылья носа)

-У кота хитрющий вид,  их поймать мечтает!

(Пальцами поглаживает лоб от середины к вискам)

- Не смотри ты на утят-

Не умеешь плавать!

( Раздвинув указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха) 

3.Профилактика нарушений осанки ( 2-3 мин. )

·       «Лыжник»: имитация ходьбы на лыжах в течении 1,5 минут

·       «Дерево»: ноги и туловище стоят неподвижно, а руки и пальцы имитируют колебание ветвей на ветру.                                                                         Стоят деревья в инее-

То белые, то синие.

·       « Птица»: рука выводится вперед на 45 от туловища, большим пальцем вниз. Затем отводится вверх и в сторону.

На деревья посмотри-

Прилетели снегири.

·       « Будут на зиму дрова»: встать в пары, взявшись за правые руки, левую руку спрятать за спину и имитировать движения пальчиков.

 Приговаривая:

    Мы сейчас бревно распилим,                                                               Пилим- пилим, пилим-пилим

    Раз-два, Раз-два!                            

    Будут на зиму дрова'

Пальчиковая игра « Снеговик»

·           Давай дружок, смелей дружок,

·           Кати по снегу свой снежок

( Показать, как летят снежки)

·           Он превратится в толстый ком.

( Показать руками перед собой большой ком)

      - И станет ком Снеговиком.

( Поставить руки на пояс, покачать головой и улыбнуться)

·           Его улыбка так светла (улыбаться)

·           Два глаза., шляпа., нос... метла...

Руками показать на глаза, голову, нос, поднять одну руку вверх, раздвинув пальцы ( « метла»)

 -Но солнце припечёт слегка-

 Увы, и нет Снеговика.

( Развести руки в стороны)

5.Водные процедуры. ( умывание, обливание рук прохладной водой)

                   

Комплекс  №7  

1.Гимнастика в постели ( 2-Змин. )

- И. п. - лёжа на спине, голова , туловище, ноги- на одной прямой линии, руки вдоль туловища, прижать подбородок к груди. Носки на себя; потянуться сначала одной пяткой, затем другой; макушка стремиться в противоположную сторону; вернуться в исходное положение.

·           И.п.- лёжа на животе, руки вверх. Голова опирается лбом: потянуться, макушкой стремясь в одну сторону, а руками давить таз, оттягивая его в противоположную, вернуться в и.п.

2.Коррекционная физминутка.  « Прогулка в зимнем лесу» ( для

     улучшения зрения ( 2-3 мин.)

- Мы пришли в зимний лес. ( Ходьба по кругу)

- Сколько здесь вокруг чудес! (Развести руки в стороны)

- Справа берёзка в шубке стоит ( Руки отвести вправо и посмотреть на неё).                                                                                                                        - Слева ёлка на нас глядит   (Отвести руку влево и проследить за ней взглядом)                                                                                                                     - Снежинки в небе кружатся(Дважды « фонарики» и посмотреть вверх)                                                       - На землю красиво ложатся.( Кружась, присесть).                                                                        - Вот и зайка поскакал, от лисы он убежал ( Прыжки на 2-х ногах на месте).                        -Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет!( Руки на поясе, наклоны в стороны)                                                                                                                                        - Все мы спрячемся сейчас, не найдёт тогда он нас!(Медленно присесть, прячась)                                                                                                                                         - Лишь медведь в берлоге спит, так всю зиму он проспит (Имитировать сон)                                                                                                                       -  Прилетают снегири,  ух, красивые, они!( Имитировать полёт птиц)                         - В лесу красота и покой   (Развести руки в стороны)                                                    - Вот только холодно зимой ( Обхватить руками плечи)

3.Оздоровительный массаж всего тела ( 2-3 мин.)                                                                       (делать быстрые, частые хлопки на соответствующие слова):                                                                                                                  - Чтобы не зевать от скуки,

Встали и потёрли руки,                                                

А потом ладошкой в лоб-

Хлоп-хлоп-хлоп.

-Щёки заскучали тоже?

Мы и их похлопать можем.

Ну-ка дружно, не зевать:

Раз- два- три-четыре-пять.

- Вот и шея. Ну-ка, живо

Переходим на загривок.

- А теперь уже, гляди,

Добрались и до груди.

Постучим по ней на славу:

Сверху, снизу, слева, справа.

- Постучим и тут и там,

И немного по бокам.

Не скучать и не лениться !

Перешли на поясницу.

Чуть нагнулись, ровно дышим.

Хлопаем, как можно выше.

4.Профилактика плоскостопия ( 2-3 мин.)

  • Выполнять круговые движения в одну и другую сторону большими пальцами ног.
  • Дети должны взять платочек от воспитателя пальцами ног и удержать на весу.
  • Дети расстилают платочек на полу и пальцами сначала правой ноги собирают его и поднимают, удерживая пальцами ноги; затем, то же самое делают пальцами левой ноги.

5. Водные процедуры ( умывание, обливание рук прохладной водой)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Закончи стихотворение

Изучение многозначности слов с детьми логопедической группы

Физкультминутки на разные звуки.