Психологические игры для развития навыков общения
Психологические игры для развития навыков общения
Психологические игры чаще всего представляют собой специально смоделированные ситуации, благодаря которым дети могут развивать не только коммуникативные навыки, но и в случае необходимости корректировать своё поведение, а также развивать личностные волевые и нравственные качества. В этом разделе предлагается много подвижных игр, так как детямm которые познают жизнь прежде всего через движения, гораздо проще наладить общение со сверстниками, находясь в естественных для себя условиях физического раскрепощения, предполагающих соревнования в ловкости, на реакцию, координацию собственного тела и по другим физическим параметрам. В то же время взрослому, проводящему подвижную игру, следует особенно внимательно следить за тем, чтобы на площадке сохранялось общее настроение доброжелательности по отношению друг к другу и никто из участников не чувствовал себя обиженным.
Игра "Комплименты"
Цель игры. Развить коммуникативные навыки, научить детей быть внимательными по отношению друг к другу, говорить комплименты, снять психологическое напряжение.
Оборудование. Маленький мячик.
Описание игры. Дети встают в круг. Взрослый спрашивает - знают ли они, что такое комплименты (правильный ответ: приятные слова, которыми люди радуют друг друга). Взрослый предлагает, передавая мячик по кругу, говорить комплименты тому, кто его получает. В ответ на комплименты в свой адрес ребёнок должен обязательно говорить: "Спасибо, очень приятно". Начать, разумеется, должен взрослый. Он первым передаёт мячик соседу и говорит, например: "Алёна, какие красивые у тебя сегодня бантики!" или "Саша, сегодня ты очень хорошо сделал все задания".
Обязательное условие игры - смотреть прямо в глаза тому, с кем в данный моменты говоришь. Отдельной похвалы взрослого должны удостаиваться особенно удачные комплименты, попадающие в Цель игры.
Примечание. Рекомендуется, чтобы взрослый перед началом игры сам сказал детям комплименты, например: "Какие вы сегодня все умные, добрые, красивые, хорошие, дружные, весёлые. Давайте с вами поиграем".
Таким образом взрослый как бы заранее даёт ребятам подсказку, которая поможет им самим придумать комплименты для игры.
Игра "Ассоциации"
Цель игры. Развить коммуникативные способности, воспитать внимание по отношению к личностным качествам своим и сверстников, понимание различий в характерах людей, умение их ценить, снять психологическое напряжение.
Оборудование. Для проведения игры специального оборудования не требуется.
Описание игры. Дети делятся на две команды. Каждая загадывает на одного ребёнка из противоположной команды и совместно описывает его с помощью ассоциаций, отвечая на следующие вопросы.
На какого сказочного героя похож этот ребёнок?
На какую он похож одежду, вид спорта, время года, цвет.
Какое высказывание наиболее точно определяет его характер?
После этого команды по очереди оглашают полученные ответы и угадывают ребёнка, который был описан с помощью ассоциаций.
Примечание. В игре побеждает только та команда, которая правильно и с первого раза смогла назвать имя ребёнка, который был загадан.
Игра "Поиск цветов"
Цель игры. Развить коммуникативные способности.
Оборудование. В данной игре специального оборудования не требуется.
Описание игры. Дети встают кругом. В центре - взрослый-ведущий, который называет определённый цвет каждому ребёнку, и тот должен найти такой цвет у другого. Тот, кто ищет слишком долго, становится ведущим.
Для усложнения задачи можно поставить условие: найти цвет у конкретного участника.
Игра "Сборы в поход"
Цель игры. Развить коммуникативные навыки, воображение, способность передавать сообщения невербальными средствами, закрепить навык чтения простых слов.
Оборудование. Для проведения игры специального оборудования не требуется.
Описание игры. Все играющие делятся на пары. Взрослый объясняет, что они живут на девятом этаже и собираются идти в поход. Один ребёнок из пары уже спустился на улицу, но вспомнил, что забыл взять некоторые вещи. Подниматься на верх с рюкзаком тяжело, поэтому он пытается жестами передать напарнику, выглянувшему в окно, что же он забыл. После этого один ребёнок из каждой пары получает листок, на котором напечатанными буквами написаны названия трёх предметов (например, мяч, очки, ложка). Все пары становятся в ряд и выполняют задания.
Примечание. Разговаривать при проведении этой игры нельзя.
Игра "Радио"
Цель игры. Развить навыки общения, внимательность к своим сверстникам, умение оценивать качества других; логику и умение анализировать.
Оборудование. Для проведения игры специального оборудования не требуется.
Описание игры. Участники игры садятся в круг. Взрослый говорит: "Внимание! Внимание! Разыскивается ребёнок. Известно, что он не девочка, очень любит сладкое и играть в конструктор, у него голубые глаза и есть кошка Дуся". Игроки должны угадать, кто разыскивается.
Примечание. Первый, кто правильно назовёт имя ребёнка, может сам загадать любого товарища.
Игра "Пожелания"
Цель игры. Развить навыки коммуникабельности, повысить уверенность ребёнка в себе, создать хорошее настроение и чувство психологического комфорта.
Оборудование. Клубок ниток.
Описание игры. Игру проводят с группой детей. Хорошо делать это утром в детском саду или перед началом занятия. Взрослый говорит, что к детям прикатился маленький пушистый клубок-колобок. Он желает всем ребятам быть сегодня радостными и добрыми, а чтобы это пожелание сбылоcь, надо каждому получившему клубок передать его другому ребёнку вместе со своим хорошим пожеланием на сегодняшний день. Следует отметить, что пожелания должны получить все участники игры; поэтому к игроку, уже получившему пожелание, снова подносить клубок нельзя.
Затем взрослый подходит к любому ребёнку и вручает ему клубок, высказывая своё пожелание на день, например: "Я тебе желаю сегодня придумать очень интересную игру и поиграть в неё с друзьями".
Ребёнок должен взять клубок, поблагодарить, отнести его другому малышу и высказать своё пожелание.
Примечание. В эту игру можно играть до тех пор, пока все игроки не получат добрые пожелания на день.
Игра "Самая-самая пара"
Цель игры. Развить коммуникативные навыки, способы взаимодействия и распределения заданий в парах; усовершенствовать чтение слов по слогам.
Оборудование. Несколько комплектов мозаики (по числу играющих пар); карточки со слогами, составляющими слово (ЦВЕ, ТОК; ЁЛ, КА; ДО, МИК; МО, РЕ; КОШ, КА; ЗА, БОР и т.п.).
Описание игры. Карточки со слогами перемешивают и раздают всем детям по одной. Взрослый объясняет задачу: найти ребёнка, вместе с которым можно составить из выпавших им карточек слово, взять мозаику и совместно сложить ОДНУ картинку, изображающую это слово.
Оцениваются и скорость игры, и качество картинки, и главное - умение договариваться и распределять работу в парах. Пара, отличившаяся по каждому из этих критериев, объявляется победительницей.
Примечание. После того как игра будет закончена, участникам можно выдать медали по категориям: "Самая быстрая пара", "Самая творческая пара", "Самая дружная пара".
Комментарии
Отправить комментарий