Логопедические "придумки" для детей и их родителей
Логопедические "придумки" для детей и их родителей
Игра - прекрасное средство развития целого спектра разнообразных способностей. Ребёнок, периодически участвующий в различных играх, всё время совершенствуется, воспринимая себя как растущего, любознательного человека.
Своеобразие дидактической игры заключается в возможности обучаться, упражняться и развивать способности в доступной и привлекательной для детей форме. Игра, как и всякая практическая деятельность, помогает закреплять знания, создаёт такие обстоятельства, в которых дети, применяя полученные знания, учатся использовать их в разных условиях и тем самым ещё больше закрепляя их.
В игре возможно многое, ведь правила игры придумываем мы с вами. Игра имеет и самостоятельное значение как деятельность, направленная на то, чтобы обратить внимание детей на отдельные явления через забавное, интересное и близкое. В играх многие сложные явления можно расчленить на простые и, наоборот, обобщить единичные.
Всё большей популярностью у сегодняшних логопедов-практиков пользуются методы синтезированного воздействия с какой-то одной конкретной речевой доминантной, но вовлекающие в коррекционный процесс все стороны речи, "все города и веси" нашей большой "страны" - речи
Сегодняшняя жизнь уже никого не удивляет своим растущим день ото дня темпом, своей катастрофической нехваткой времени. Это отражается и на наших детях. К сожалению, очень часто мамы мало уделяют времени для помощи ребёнку с домашним заданием. А логопедия невозможна без домашних заданий. К новым формам логопедических упражнений можно отнести создание логопедических "придумок", игровых заданий, основой которых служит окружающая детей обстановка, то, что находится в непосредственной близости от мамы с ребёнком в какое-то определённое время, например утром по дороге в детский сад, поликлинику, магазин, в самом магазине, в аптеке, дома за ужином, во время купания в ванной комнате... Одним словом везде, где находится мама вместе с ребёнком и может уделить ему 5-10 минут качественного общения. Эти маленькие кусочки мозаики при условии определённой степени постоянства непременно сложатся в "картину" и дадут очень хорошие результаты для речевого развития ребёнка.
Как же выглядят эти игровые упражнения? Они представляют собой определённую речевую модель, образец, на который, как нитку, ребёнок нанизывает свои "бусинки-придумки". В одной речевой модели решаются сразу несколько логопедических задач.
Рассмотрим на примере. У ребёнка находится в стадии автоматизации звук [с]. Провожая ребёнка в детский сад, материалом придумок взрослый может выбрать улицу, дорогу, воспользовавшись моделью: "Смотри, вот АВТОБУС БЕЗ КОЛЁС (при знакомстве с игрой, конечно, должно прозвучать несколько образцов из окружающей обстановки, чтобы ребёнок понял аналогию и включился в правила этой игры), а ВОТ СУМКА БЕЗ ПОЛОС; гляди, а это СКАМЕЙКА БЕЗ СПИНКИ, КИСКА БЕЗ УСОВ, ТЁТЯ СОНЯ БЕЗ СУМКИ". Поверьте, имея очень небольшую практику, вы сможете найти массу вариантов здесь, рядом, как говорится, под рукой. Не понадобятся книжки и тетрадки, не нужно много времени и специально отведённого место, необходимо только чуточку внимания и терпения, и непременно будет результат, не говоря уже о массе положительных эмоций, которые вы получите от общения с ребёнком, от его непосредственности (ведь он может придумать всё что угодно, нужно только дать ему эту возможность).
Таким образом, мы решаем сразу несколько задач: во-первых, закрепляем звук [с]. что, собственно, составляло наше домашнее задание; во-вторых, отрабатываем на практическом материале столь любимый логопедами и нелюбимый их подопечными родительный падеж множественного числа, а точнее, так "хромающие" у наших детей окончания. В-третьих, четвертых и пятых, развиваем связную речь, тренируем воображение и память, стимулируем внимание детей, учим их не только смотреть, но и видеть, а затем трансформировать это увиденное в ту речевую модель, в тот образец, который мы им предложили. Поверьте, для них это вовсе не будет сложным, ну разве что в самый первый раз... У родителей это займёт 10-15 минут "утреннего путешествия" в детский сад. Уверена, на следующий день ребёнок потребует у вас продолжения, ведь это, во-первых, вместе с мамой, во-вторых безумно интересно и весело, а в-третьих, ребёнок конечно зауважал себя, ведь то, что придумал он, не смогла придумать даже мама... Ну а та, понимая важность и полезность момента, может постоянно совершенствовать свои навыки в данном процессе, консультируясь с логопедом на предмет, что же неблагополучно у её ребёнка, а что можно повторить просто так, в профилактических целях... Совместная деятельность помогает объединить и детей, и родителей, делает их носителями общего "секрета", игры, которую придумала мама, в которую они могут играть только они.
Ниже приведены варианты логопедических "придумок" - игр на автоматизацию и дифференциацию звуков в сочетании с лексико-грамматическими заданиями. Для повседневной работы логопеда, особенно в массовом детском саду, - это очень актуальная форма проведения части занятий. Ведь те 15 минут, которые отводятся на индивидуальную работу с ребёнком, не могут объять необъятное, а проделать необходимо и гимнастику, и работу со звуком, и с лексикой, и грамматику не забыть. И логопеды, имея этот же дефицит времени и глобальность задачи, придумывают игры со своими правилами. У нас это будут... "придумки".
Автоматизация звука [р] и закрепление предложно-падежных конструкций, обогащение словаря по лексическим темам "Одежда" и "Обувь"
Ситуация: одеваемся в детский сад.
Я засунула руку в рукав.
Я высунула руку из рукава.
Я спрятала картонку в карман.
Я переложила картонку из одного кармана в другой.
Я зашнуровала шнурки на ботинках.
Моя рубашка выглядывает из-под куртки.
Я спрятала рубашку под куртку.
Я застегнула пуговицы на куртке.
Я расстегнула пуговицы на куртке.
Я разглядела соринку на брюках.
Я стряхнула соринку с брюк и т.п.
Автоматизация звука [с], закрепление форм родительного падежа, обогащение словаря по лексической теме "Материал"
Ситуация (в домашней обстановке): "Мы с тобой будем играть в загадки-отгадки, вспоминать слова на звук [с] и то, из чего они сделаны".
Стакан... из стекла.
Собака... из пластилина.
Сосиски... из мяса.
Сок... из свёклы.
Суп... из капусты.
Свечка... из воска.
Сладости... из сахара.
Статуя... из гипса.
Стол... из досок.
Бусы... из пластмассы.
Сметана... из сливок.
Сок... из слив.
Вариантов может быть бесконечное множество, здесь важна направляющая роль взрослого. Игру можно усложнить.
Усложнённый вариант
(задачи те же + обогащение словаря относительными прилагательными)
Стакан из стекла (какой?)... стеклянный.
Собака из пластилина (какая?)... пластилиновая.
Сосиски из мяса (какие?)... мясные.
Сок из свёклы (какой?)... свекольный.
Суп из капусты (какой?)... капустный.
Автоматизация звуков [л] и [л'] и лексическая тема "Съедобное - несъедобное"
У меня клубника - а у меня каблук.
У меня голубика - а у меня полотенце.
У меня молоко - а у меня плавки.
У меня сливы - а у меня молоток.
У меня масло - а у меня бутылка.
У меня вафли - а у меня колокольчик.
У меня котлета - а у меня лодка.
У меня голубцы - а у меня заколка.
У меня блины - а у меня стекло.
У меня оладушки - а у меня болото.
Включаем воображение, более трудную лексическую часть задания мама берёт на себя.
Автоматизация шипящих, закрепление творительного падежа, обогащение словаря по лексической теме "Имена"
Ситуация: "Представь, нас пригласили на день рождения. Ты ведь любишь ходить на день рождения, правда? Ты можешь взять с собой любого друга или подругу, но давай договоримся: имена моих друзей будут со звуком [ш], а твоих со звуком [ж], это очень трудная задача, но ты обязательно справишься. Начали..."
А я сегодня буду с Машей - а я сегодня буду с Женей.
А я сегодня буду с Дашей - а я сегодня буду с Жанной.
А я сегодня буду с Мишей - а я сегодня буду... (А иностранных друзей можно.)
Конечно...
Тогда с Джеком.
А я сегодня буду с Наташей - а я сегодня буду с Джоном.
А я сегодня буду с Андрюшей - а я сегодня буду с... Женечкой.
Ребёнок всегда найдёт выход из ситуации, если ему интересно играть вместе с вами. Это ещё один способ обогатить его словарный запас новыми, ранее неизвестными именами. Лексически более сложную часть игры берут на себя родители.
Автоматизация звуков [щ] и [ч], закрепление окончаний слов в форме родительного падежа множественного числа, обогащение словарного запаса по лексической теме "Магазин"
Ситуация: находясь в магазине, мы выбираем из множества товаров только те, которые нужны нам (ребёнок со звуком [щ], взрослый со звуком [ч]).
Здесь много ящиков - здесь много чашек.
Здесь много плащей - здесь много чайников.
Здесь много щёток - здесь много чебурашек.
Здесь много овощей - здесь много чемоданов.
Здесь много щипцов - здесь много тачек.
Варианты: на прилавке много.., на витрине много.., в этом отделе много...
На логопедическом занятии логопед может использовать эти игры в целях экономии времени и охвата большого количества слов.
Дифференциация звуков [р] и [л] в речи ребёнка, обогащение словарного запаса по лексической теме "Часть - целое"
Ситуация: "Я назову тебе предметы, а то должен догадаться, частью чего они являются, для какого предмета нужны. Трудность в том, что в твоих словах должны быть звуки [р] и [л]".
Пропеллер... для вертолёта.
Крыло... для орла.
Клавиши... для рояля.
Сверло... для дрели.
Штурвал... для корабля.
Чернила... для чернильницы.
Если ответ вызывает затруднения для ребёнка, можно предложить в качестве помощи описание целого предмета другими словами. Логопед на занятии может использовать отобранный картинный материал.
Дифференциация звуков [c] и [ш], закрепление форм согласования прилагательных с существительными разного рода
Ситуация: "Я называю словосочетания, а ты добавляешь к нему слова какой, какая, какое, старайся при этом не ошибиться".
Пушистая кошка - какая пушистая кошка.
Непослушные малыши - какие непослушные малыши.
Сладкий шоколад - какой сладкий шоколад.
Шумное шоссе - какое шумное шоссе.
Смешные стишки - какие смешные стишки.
Душистые шишки - какие душистые шишки.
Сушёные сушки - какие сушёные сушки.
Скошенное сено - какое скошенное сено.
Автоматизация звука [ц], закрепление форм склонения существительного с числительным
Ситуация: "Мы с тобой на уроке математики, давай попробуем посчитать, но только те предметы, в словах которых есть звук [ц]".
Предметов будет ровно пять, ты должен правильно считать:
один цыплёнок, два цыплёнка, три цыплёнка, четыре цыплёнка, пять цыплят;
одна цепь, две цепи, три цепи, четыре цепи, пять цепей;
одно яйцо, два яйца, три яйца, четыре яйца, пять яиц.
Напоследок хотелось бы ещё раз сказать логопедам, мамам и мамам-логопедам: давайте не будем забывать играть с детьми здесь и сейчас, хотя бы потому, что время удивительно быстротечно и уже завтра мы не сможем сделать то, что нам сегодня действительно под силу.
Детям так же не хватает нашего внимания, и если уж мама выступает инициатором игры, ребёнок готов играть, даже с учётом самых сложных условий и трудностей, ведь он играет вместе с мамой, а значит, у него всё получится.
Комментарии
Отправить комментарий