Фонетическая ритмика

 Рекомендации по проведению занятий:

Проводить занятия нужно регулярно по 10 минут и лучше перед завтраком в качестве речевой зарядки. Движения и речевой материал предварительно не выучиваются. Каждое упражнение повторяется 3-5 раз сначала всей группой а потом индивидуально. Знакомить детей со звуками нужно в определенной последовательности, от простых к сложным. Занятия должны приносить детям радость и удовлетворение, носить игровой характер и носить яркую эмоционально-положительную окраску.

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики показало, что:

- у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

- улучшается фонематический слух;

·       нормализуется речевое дыхание;

·       формируется умение изменять силу и высоту голоса;

·       улучшается ритмико-интонационная сторона речи;

·       уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

·       повышается речевая активность детей.

 

ВЫЗЫВАЕМЫЕ ЗВУКИ И СОПРОВОЖДАЕМЫЕ ИХ ДВИЖЕНИЯ

·       Звук А. Руки расположить перед грудью. В момент произнесения звука плавно и широко развести руки в стороны.

·       Звук О. Руки разведены в стороны. В момент произнесения звука руки плавно соединяются над головой.

·       Звук У. Руки расположены перед грудью, кисти «смотрят» друг на друга. В момент произнесения звука необходимо плавно вытянуть руки вперед (движения напряженные).

·       Звук Э. Руки расположены на уровне плеч и вытянуты вперед; в момент произнесения звука необходимо медленно согнуть руки в локтевых суставах и направить к плечам.

·       Звук И. Кисти рук расположить на уровне плеч. В момент произнесения звука напряженные руки поднять вверх.

·       Звук Ы. Кисти рук сжаты, указательный палец выставлен вверх. Следует произносить слово ТЫ и одновременно выбрасывать поочередно правую и левую руки в стороны.

·       Дифтонг ИА (Я). Руки поднять вверх (как при вызывании звука И), а затем развести их в стороны (как при вызывании звука А).

·       Дифтонг ЙО (Ё). Руки поднять вверх (как при вызывании звука И), затем округло опустить вниз (как при вызывании звука О).

·       Дифтонг ЙУ (Ю). Руки вытянуть вверх (как при вызывании звука И), затем опустить вперед вниз (как при вызывании звука У).

·       Дифтонг ИЭ (Е). Руки вытянуть вверх (как при вызывании звука И), затем опустить к плечам (как при вызывании звука Э).

·       Звук П. Руки расположить перед грудью, пальцы сжать. Необходимо произнести слог ПА, при этом кулаки резко опустить вниз.

·       Звук Т. Руки расположить перед грудью, пальцы сжать. В момент произнесения слога ТА, резко разжать кулаки.

·       Звук К. Руки согнуть в локтях. В момент произнесения слога КА резко откинуть голову и отвести согнутые локти назад.

·       Звук Б. Руки расположить на уровне груди, пальцы согнуть. В момент произнесения слога ДА выполнить кивок головой.

·       Звук Д. Руки расположены перед грудью, ладони направлены к себе и вверх. В момент многократного произнесения слога ДА следует выполнить потряхивающие движения расслабленными кистями рук.

·       Звук Г. Руки расположены перед грудью. В момент многократного произнесения слога ГА соединять большой и указательный пальцы  рук М Руки согнуты в локтевых суставах, пальцы расположены на крыльях носа. В момент произнесения слога МА развести руки в стороны.

·       Звук Н. Руки согнуты в локтевых суставах, ладони обращены к себе. В момент произнесения слога НА руки вытянуть вперед, после чего развести в стороны.

·       Звук Л. Руки согнуты в локтевом суставе, кисти направлены вверх. В момент многократного произнесения слога ЛЯ выполнять вращательные движения кистями руки («фонарики»).

·       Звук Ф. Руки расположить на уровне шеи, ладони развернуть от себя, локти опустить вниз. В момент произнесения звука Ф необходимо медленно развести руки.

·       Звук X. Руки расположить на уровне груди, ладони развести от себя, локти опустить вниз. В момент произнесения звука Х необходимо медленно передвигать руки вперед (как будто отталкиваться).

·       Звук С. Руки расположить на уровне груди, локти расставить в стороны, ладони внизу. В момент произнесения звука С выполнять движения руками вниз (как будто накачиваем с помощью насоса).

·       Звук Ш. Руки расположить перед грудью, локти вниз, кисти рук «смотрят» от себя. В момент произнесения звука Ш выполнить волнообразные движения руками вниз.

·       Звук В. Кисти рук обращены от себя на уровне плеч и напряжены. В момент произнесения звука В выполнять движения кистями рук влево и вправо (вибрирующие движения).

·       Звук 3. Руки расположить перед грудью, кисти рук находятся на уровне плеч и сжаты в кулаки. В момент произнесения звука З выполнить движения сжатыми кулаками влево и вправо (вибрирующие движения).

·       Звук Ж. Руки расположить перед грудью, локти вниз, кисти рук «смотрят» от себя. В момент произнесения звука Ж выполнить резкие волнообразные движения руками вниз.

·       Звук Р. Руки согнуть перед грудью, кисти рук сжаты и «смотрят» друг на друга. В момент произнесения звука Р, выполнить вращательные движения руками (заводим мотор).

·       Звук Ц (ТС). Руки расположить перед грудью, пальцы переплести. В момент произнесения звука пальцы рассоединяются и руки разводятся в стороны.

Звук Ч (ТШ). Руки расположить перед грудью, кисти рук сжать. В момент произнесения звука пальца разжать вниз, после чего руки переместить перед собой (как будто появляется волна).

 

 

Картотека упражнений

по фонетической ритмике

Звук «А».

Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а.», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.

Интонация радости.

Звук «О».

Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.

Интонация удивления.

Звук «У».

И. п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.

Интонация угрозы.

Звук «Э».

И. п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч. Локти опущены (поза хирурга, одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.

Интонация укора.

Звук «И».

И. п.: руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и…», дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.

Интонация удивления и радости.

Звук «Ы».

И. п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).

Звук «Ы» произносится сердито.

Обычно к 4 - 5 годам произношение практически выправляется, но бывает, что проблема держится намного дольше.

Используя упражнения фонетической ритмики, можно помочь ребенку скорее освоить трудные звуки, а затем закрепить достигнутые успехи.

Кроме того, подобные речевые игры способствуют развитию слухового внимания и памяти («Запомни и повтори», формированию первичного навыка звукового анализа («Угадай, сколько звуков я произнесла. Пропой первый звук; второй.).

Попробуем «приручить неподдающихся» с помощью гимнастики.

Звук «С»

«Надуть шарик»

Поднести к губам пальцы, сжатые в щепотку. Коротко и ритмично произнося «с-с-с…», дети плавно поднимают руки вверх и соединяют их в лицо над головой (имитируют надувание воздушного шарика).

Звук «З».

«Ловля комаров»

Вариант 1. Произнося звук «з-з-з…», дети имитируют ловлю комаров.

Вариант 2. дети встают парами лицом друг к другу. Руки согнуты в локтях. Малыши касаются ладошками ладоней друг друга. Произнося «з-з-з…», поочередно и ритмично сгибают и разгибают руки с легким нажимом на ладони партнера, совершая движения, похожие на движение педалей. Данное движение можно использовать для проговаривания слогов -за-. -зо-, -зу-, -зы-.

Звук «Ц»

Произнося звук «Ц», дети подносят указательный палец к губам, как бы призывая к тишине.

Звук «Ш».

Вариант1. Произнося «ш-ш-ш…», быстро трут ладошки друг о друга.

Вариант 2. Шарик лопнул.

Дети соединяют руки в кольцо над головой, изображая воздушный шарик. Хлопают в ладоши над головой (шарик лопнул, затем произнося «ш-ш-ш…», медленно и плавно опускают руки и соединяют их в замок на уровне груди (шарик сдулся).

Звук «Ж».

И. п.: руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося «Ж-ж-ж…», дети совершают быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторяют движение с разжатыми пальцами.

Звук «Щ».

«Щетки автомобиля»

И. п.: руки согнуты на уровне груди, локти внизу, ладони от себя. Коротко и многократно произнося звук «Щ», дети ритмично двигают руками вправо-влево, имитируя работу щеток автомобиля.

Звук «Л».

Фонарики.

Произнося «ла-ла-ла», дети вращают кистями рук над головой, делают «фонарики». Это же используется при произнесении слогов -ло, -лу-, -лы-.

«Неваляшки»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки в положении «фонарики». Дети покачиваются влево-вправо,переступая с ноги на ногу и нараспев произносят слоги -ла-, -ла-, -ла-, изменяя высоту голоса на каждый слог. Словно шагая по лестнице вверх и обратно. Упражнение повторяется на слоги -ло-, -лу-, -лы-.

Звук «Р».

«Моторчики»

И. п.: произнося «р-р-р-…», дети делают вибрирующие движения кулачками.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Закончи стихотворение

Изучение многозначности слов с детьми логопедической группы

Физкультминутки на разные звуки.