Физические упражнения для развития детской руки

Физические упражнения для развития детской руки  

Уровень развития ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих упражнений:
- броски мяча диаметром 10 мм. в стену с расстояния 1 м.;
- метание в цель, расположенную на высоте 1 м.; 1,5 м.; 2 м. мячами разного диаметра попеременно то правой, то левой рукой; 
- удары мяча об пол и ловля его после отскока.
Если в течение 30 сек. ребёнок бросил мяч в цель и поймал его 20 или более раз - координация движений его рук хорошая, от 20 до 15 раз - удовлетворительная, меньше 15 раз - недостаточная.
Если ребёнок не может поймать мяч после удара о пол, стену не только одной, но и двумя руками, ручная ловкость его низкая.

Совершенствовать ручную моторику помогают физические упражнения и игры.

1. Полезны игры и упражнения с мячом:
- перекладывание, а затем перебрасывание мяча из руки в руку;
- подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча двумя руками и одной;
- подбрасывание мяча на разную высоту и ловля его после дополнительных движений (хлопок в ладоши перед собой, поворот на 360 градусов, приседание и др.)
2. Развитию силы кистей рук способствуют упражнения с кистевым эспандером. Количество повторений должно быть посильным и не вызывать сильного утомления мышц.
3. Более сложным является отжимание от гимнастической скамейки, пола на пальцах рук; подтягивание на перекладине. 
4. Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев:
- разведение и сведение пальцев рук; 
- сжимание и разжимание кистей в кулак; 
- одновременное и поочерёдное соприкосновение пальцев обеих рук;
- круговые движения кистями рук в лицевой плоскости, вовнутрь и наружу; 
- отведение большого пальца правой и левой руки одновременное и поочерёдное и противопоставление его остальным пальцам; 
- противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочерёдно;
- соединение пальцев обеих рук подушечками и пружинящие движения ладонями. 

 

Руки в стороны, в кулачок,  
Разжимаем - и на бочок.
Левую - вверх!
Правую - вверх!
Руки в стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Две ладоши хлопают, 
Ножки быстро топают.
В локтях руки сгибаются,
А в плечах вращаются.

    Упражнения для рук

1. Сжать руку в кулак.
2. Соединить большой и указательный пальцы.
3. Вытянуть и раздвинуть указательный и средний пальцы.
4. Сжать кулак и вытянуть мизинец.
5. Вытянуть указательный палец и мизинец.
6.  Положить раздвинутые средний и указательный пальцы правой руки на те же раздвинутые пальцы левой руки (или наоборот).
7. Скрестить средний и указательный пальцы обеих рук.
8. Скрестить все пальцы, кроме больших, тыльными сторонами кистей внутрь.
9. То же самое - ладонями внутрь.
10. Поставить кулак одной руки на кулак другой так, чтобы фаланги мизинца и указательного пальца соприкасались, а затем повернуть верхний кулак так, чтобы соприкасались фаланги обоих указательных пальцев.
11. Попеременно постукивать то по столу средним и указательным пальцами рук.
12. То же самое - чередуя большой, средний пальцы и мизинец.
13. Складывать по образцу из цветных счётных палочек элементарные геометрические фигуры.

Подобные упражнения наряду с другими видами тренировки движений помогают выработать у ребенка необходимые навыки самообслуживания. Надо учить ребенка быстро и ловко шнуровать ботинки, застегивать пуговицы, кнопки, молнии, надевать платье, рубашку, натягивать колготки, а так же убирать за собой игрушки, помогать выполнять некоторую работу по дому старшим. Тонкие, дифференцированные движения рук формируются и совершенствуются в работе с бумагой, тканью, пластилином, мозаикой.
Полезны ежедневные специальные упражнения для пальцев и кистей рук: например, сжимать руку в кулак и разжимать, показать пальцы по одному, постукивать попеременно двумя пальцами по гладкой поверхности и другие игры с пальчиками. Такие занятия совершенствуют моторику рук, укрепляют мышцы пальцев и кистей, тонкие, мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими. 
Таким образом, создаются важные предпосылки освоения письма в период школьного обучения.

Убегающие ладони 

    Сядьте один против другого, согнув руки. Один держит свои ладони под положенными сверху ладонями другого. Быстрым движением он пробует правой или левой ладонью коснуться до любой кисти товарища, накрыв её своей ладонью сверху. Тот должен быстро отдёрнуть руку назад, не позволив себя "осалить". После трёх попыток положение рук меняют. Теперь салит другой. Тот, кому удастся осалить ладонями кисти рук товарища большее число раз, выигрывает.

Погреемся 

Поиграем-ка немножко.
Да похлопаем в ладошки.
Пальчики мы согреваем
Их сжимаем, разжимаем. 

Цветы

Наши алые цветы
Распускают лепестки 

(Локти прижаты и предплечья прижаты друг к другу, кисти сомкнуты в виде лодочки перед лицом, затем кисти раскрываются в виде чаши.)

Ветерок чуть дышит, 
Лепестки колышет.    

(Кисти рук в виде чаши делают движения по часовой и против часовой стрелки.)

Наши алые цветки   
Закрывают лепестки

(Пальцы плотно соединяются, кисти рук медленно из чаши делают лодочку.)

Тихо засыпают, 
Головой качают.

(Кисти рук в виде лодочки или бутона наклоняются вправо и влево.)

Музыканты

Я на скрипочке играю,
Тили-тили, тили-тили.

(Левая рука - к плечу. Кистью правой руки имитируем движения смычка.)
  
Скачут зайки на лужайке,
Тили-тили, тили-тили.

(Энергичные движения подушечками пальцев кистей рук по столу.)

А теперь на барабане, 
 Бум-бум, бум-бум,         
Трам-трам, трам-трам. 

(Энергичные удары ладонями по крышке стола.)

В страхе зайки              
Разбежались по кустам

(Движения пальцами по столу, имитирующие убегающих зайцев.)

Лошадки

Вот помощники мои.
Их как хочешь поверни.
По дорожке белой, гладкой.
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.

Руки на столе ладонями вниз. На счёт "раз, два, три, четыре" - поочерёдное продвижение то левой, то правой руки с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев. Повторить 2-4 раза, темп средний. 

Машинистки

Как на пишущей машинке 
Две хорошенькие свинки
Туки-туки-туки-тук! 
Туки-туки-туки-тук! 
И постукивают. 
И похрюкивают: 
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк! 
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Руки лежат на столе. В темпе чтения стихотворения выполняются лёгкие движения кистями рук. Пальцы быстро двигаются, имитируя "печатание на пишущей машинке".
Стихотворение может быть прочитано в быстром темпе, соответственно изменяя скорость движения кистями и пальцами рук.

Советы родителям

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разнообразный материал. Многое найдётся дома. Вам может пригодиться для работы с детьми следующее:
- различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от фруктов, семечек от овощей и фруктов и т.п.;
- мозаика (мелкая и крупная);
- бусы и пуговицы разной величины;
- свободные катушки для наматывания ни них ниток и верёвочек;
- дощечки с множеством отверстий или от мозаики для "вышивания" шнуром или мягкой проволокой;
- различные виды застёжек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;
- пособия для шнуровки;
- наборы верёвочек разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек;
- наборы пластмассовых или деревянных палочек;
- разнообразные мелкие игрушки. 


 
 

 

 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Закончи стихотворение

Изучение многозначности слов с детьми логопедической группы

Физкультминутки на разные звуки.