Профилактика зрительных расстройств на логопедических занятиях
Помимо выполнения коррекционных логопедических задач, учитель-логопед на своих занятиях решает и ряд других проблем: развитие внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики и т.д. Используя несложные специальные приемы, не следует забывать и о профилактике зрительных расстройств у детей. Ведь около 90% всей получаемой нами информации поступает через зрительный анализатор.
При организации педагогического процесса логопеду нужно ознакомиться с особенностями строения хрусталика, внутренней оболочки глаза ( сетчатки) и глазодвигательных мышц. Человек видит хорошо только в том случае, если лучи от предмета пересекаются в главном фокусе, расположенном на сетчатке. Такой глаз имеет нормальное зрение и называется эмметропическим. При пересечении лучей позади сетчатки глаза дальнозоркие, а при пересечении лучей перед сетчаткой близорукие. Работа глаз в большой степени определяется изменением хрусталика, обладающего свойством принимать форму, соответствующую расстоянию, на котором находится рассматриваемый объект. Свойство хрусталика создавать на сетчатке чёткое изображение рассматриваемого объекта, находящегося на разных расстояниях от глаза, называется аккомодацией.
Внутренняя оболочка глаза - сетчатка - воспринимающий аппарат. По анатомическому строению она состоит из десяти слоёв, наиболее важный из которых - слой зрительных клеток, состоящий из свето- и цветовоспринимающих клеток - палочковых и колбочковых.
Движения глазных яблок возможны благодаря аппарату, состоящему из четырёх прямых и двух косых мышц. Сокращения отдельных мышц глаз или же их групп обеспечивают их координированные движения. Систематическое напряжение мышц глаз при несоблюдении правил гигиены зрения может изменить форму глазных яблок вследствие растяжения оболочек и мышц, что приводит к близорукости и косоглазию.
Большое влияние на формирование зрения в детском возрасте оказывают характер, длительность и условия зрительной нагрузки. По мнению проф. Э.С. Аветисова и других авторов, часть детей, особенно младшего возраста, имеют слабую аккомодацию и при чрезмерной зрительной нагрузке испытывают трудности.
В подтверждение этой теории в настоящее время накоплено много фактов. Так, у детей с хорошо развитой устойчивостью аккомодации близорукость под влиянием учебных занятий в школе не наступает. И наоборот, у детей с плохой устойчивостью аккомодации чаще развивается близорукость ( до 20%) уже на первых порах обучения в школе.
Хронометражные наблюдения показали, что на занятиях 80,2% времени проходит с активным участием зрения, потому в детском саду очень важен контроль за их длительностью и рациональным построением. Установленная длительность занятий - 25 минут для старшей и 30 минут для подготовительной к школе групп - не соответствует функциональному состоянию организма детей. При такой нагрузке у них, наряду с ухудшением отдельных показателей организма ( пульса, дыхания, мышечной силы), наблюдается падение и зрительных функций. Ухудшение этих показателей продолжается даже после 10 - минутного перерыва.
Ежедневно повторяющееся снижение зрительных функций может способствовать развитию зрительных расстройств. Прежде всего это относится к логопедическим занятиям и занятиям по письму, счету, чтению, рисованию, требующим большого напряжения зрения.
Ограничение длительности занятий, связанных с напряжением аккомодации глаза, можно достигнуть при своевременной смене разных видов деятельности, не связанных с напряжением зрения ( пересказ прочитанного, чтение стихов, дидактические игры и др.). Чисто зрительная работа не должна превышать 5-7 минут в младшей и 25-20 минут в старшей и подготовительной группах. Если почему-либо характер самого занятия невозможно изменить, надо обязательно предусмотреть 2-3 минутную физкультурную паузу. неблагоприятно для зрения чередование однотипных по характеру занятий, когда первое и следующее за ним требуют статического и зрительного напряжения. Желательно, чтобы второе занятие было связано с двигательной активностью, например, с гимнастикой.
Эффективность 10-минутного перерыва между двумя занятиями можно повысить предложив детям по окончании первого занятия подойти к окну и в течение 2 -3 минут смотреть вдаль. Дети смотрят сначала на сделанную на окне метку ( черную точку, маленькую бабочку или цветок, или что-либо подобное) и затем вдаль. Целесообразно то же самое повторить по окончании второго занятия. Если проводить такое несложное упражнение ежедневно, это поможет восстановить уровень зрительных функций, временное снижение которых под влиянием занятий неизбежно. В кабинете логопеда для тренировки аккомодации можно разместить высоко на стенах буквы или рисунки и периодически рекомендовать ребенку посмотреть вверх на них.
Тренировке глазодвигательных мышц хорошо помогает слежение взглядом за ярким, небольшим предметом, находящимся в руках педагога. Предмет нужно двигать медленно, чтобы ребенок до конца проследил его движение. Предмет показывается чуть выше впереди сидящих детей. По цвету он не должен сливаться с окружающей обстановкой. Можно сопровождать показ предмета с каким-нибудь игровым сюжетом. Например: колобок покатился сначала вправо ( встретиться с волком), затем вверх (повстречал зайца), вниз (встретился с медведем). Или: самолет летит вверх, затем вниз, опять вверх, вниз, влево, вверх, вправо, вниз и идет на посадку.
Сюда же подходят и упражнения на развитие прослеживающей функции глаза с использованием готовых "дорожек". Для этого на большом листе бумаги, стене или доске изображаются линии, по которым дети должны "пройти" определенную дистанцию. Сначала педагог помогает детям, используя указку, затем они выполняют упражнение самостоятельно, по словесной инструкции.
Демонстрационные картинки должны быть крупного размера, с четким контуром. Перед использованием следует оценить наглядный материал и при необходимости обвести картинки по контуру. Нужно учитывать фоны доски и картинки - не допускать их слияния, т.е. на белой доске не использовать светлые картинки. Зеленый фон оказывает релаксирующее влияние, оранжевый, наоборот, стимулирует активность работы сетчатки. Желательно, чтобы картинка доя показа была в рамочке, а в идеале - объемной. Лучше работать на вертикальной поверхности.
На этапе постановки и автоматизации звука изолированно мы предлагаем использовать "лабиринт" для развития глазодвигательной функции. Он представляет собой замкнутую линию в виде рыбки, ежика, елочки, т.е. контур какого-нибудь предмета. Второй вариант лабиринта - ребенок должен "пройти" определенную дистанцию. Например: собачка бежит по красной дорожке. Куда она попадет? Первый раз ребенок "проходит" дорожку молча, следя глазами; второй раз сопровождает движение звуком - собачка бежит и рычит : р-р-р-р. В лабиринте можно изобразить любую дорожку без картинок. Объемные магниты или съемные картинки адаптируются к нужной лексической теме или изучаемому звуку.
Для автоматизации звука в слогах используются упражнения для развития прослеживающей функции глаза. Например, буква Р едет на машинке в гости к другим буквам и поет свою песенку. Встретившись, буквы здороваются: Р_____А, Р_____О, Р_____Ы и т.д. Эту игру можно организовать на доске или столе.
Для автоматизации звука в словах используются альбомы, в которых картинки расположены рядами слева направо или размещаются на доске или столе вертикально, что заставляет разрабатывать прямые мышцы глаза. Есть замечательные альбомы О.И. Лазаренко по автоматизации звуков.
Дети очень любят игры типа "ходилки" или "бродилки". Можно брать готовые игры или использовать набор картинок на определенный звук, располагая их горизонтально или вертикально на столе. Придя к финишу, попросите ребенка назвать еще раз все картинки по порядку, развивая таким образом и глазодвигательную функцию.
По такому же принципу можно проводить автоматизацию звука и в связной речи. Для профилактики зрительных расстройств "полезны" рассказы по серии картинок, опорным картинкам, цепные тексты. Только не забывайте предлагать ребенку проследить взглядом всю историю от начала до конца (приложение 1).
При изучении букв и обучении детей чтению применяются различные способы, помогающие проводить профилактику дисграфии и дислексии и развивающие зрительные функции. Например: найди одинаковые буквы, неправильные буквы, добавь недостающие детали букв, угадай букву по ее фрагменту, "зашумленные" изображения букв. Зрительный поиск помогает развитию глазодвигальных мышц.
Неправильные привычки входе чтения также способствуют ухудшению зрения. При чтении глаза совершают довольно быстрые движения с малой амплитудой вдоль дины строки и с ее меньшей амплитудой движения по вертикали. Мышцы глаз, двигающие их из стороны в сторону, при этом загружаются в достаточной степени, а мышцы, двигающие глаза вверх-вниз, испытывают нехватку движения.
Нагруженные мышцы быстро утомляются, а мышцы второй группы пребывает в инертном состоянии. Возникающая неравномерная нагрузка на глазные мышцы приводит к деформации глазного яблока, в результате - плохое зрение. Недостаток движений глаза в полной амплитуде при чтении приводит к ослаблению глазных мышц и ухудшению кровоснабжения глаз. Движение взгляда не по самим буквам, а по белым полоскам, разделяющим строки, позволяет избежать ненужного напряжения зрения.
Вот несколько рекомендаций:
1) книга должна находиться ниже уровня подбородка и на таком расстоянии, откуда лучше виден шрифт. Не рекомендуется сильно наклонять вперед голову и тело, так как это приводит к нарушению циркуляции крови и ухудшению кровоснабжения мозга. Мышцы рук и плеч должны быть расслаблены;
2) по прочтении нескольких строк необходимо оторвать взгляд от книги и посмотреть вдаль в течение 1-2 секунды на какой-либо предмет;
3) во время чтения нужно чаще моргать ( желательно, в конце каждой строки);
4) не следует читать при сильном освещении, так как из-за отраженных солнечных лучей на белой бумаге глаза сильно напрягаются и быстро устают;
5) не рекомендуется читать при головных болях, сильной усталости организма;
6) нельзя использовать глянцевые поверхности;
7) обязательно нужно применять подставки для книг;
8) при письме необходимости частое моргание. Не следует читать только что написанные буквы, лучше перемещать взгляд на перемещение ручки.
Важно обращать внимание на качество тетрадей, прописей, книг. Поверхность должна быть матовой, клетки или линейки достаточно контрастными.
Вопросы, связанные с организацией режима дня детей особенно такие, как игры и трудовая деятельность, просмотр телевизионных передач следует достаточно часто обсуждать с родителями. В комнате может быть обычное, естественное или искусственное освещение. Важно, чтобы свет от других источников не попадал в глаза. Оптимальное расстояние для зрения 2,0 - 5,5 м от экрана необходимо строго соблюдать. Дети должны сидеть не сбоку, а прямо перед экраном.
Таким образом, используя предложенные предметы, пособия и задания, учитель-логопед на своих занятияхрешит очень важную задачу - профилактику зрительных расстройств у детей.
Комментарии
Отправить комментарий