Занятия по развитию речи детей раннего возраста.

 Система занятий по развитию речи разработана для детей в возрасте 2-3 лет. Назначение данных занятий  - углубление,  систематизация и обобщение знаний ребёнка по любой лексической теме. Каждое комплексное занятие включает различные виды деятельности:

● развитие речи;

● сенсорных представлений;

● элементарных математических представлений;

● продуктивные виды деятельности ( лепка, аппликация,  рисование и т.д.)

Игры,  способствующие развитию общей моторики,  проводятся при возникновении первых признаков утомляния. При использовании системы увлекательных игр и упражнений у ребёнка продолжают развиваться психические процессы:

● восприятие  - учатся анализировать предметы по существенным признакам: цвет, форма, размер величина;

● внимание - сосредоточиться на предметах, явлениях,  действиях;

● память - слуховая, зрительная,  тактильная;

● мышление - от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие.

2. Артикуляционная гимнастика. 

3. Фонетическая ритмика.

4. Упражнения на формирование воздушной струи. 

5. Пальчиковые игры. 

6. Задание на формирование лексико-грамматического компонента языка,  связанной речи. 

7. Динамическая пауза.  

8. Развитие слухового внимания, фонематического слуха.

9. Формирование графомоторных навыков. 

10. Поделка.

Занятия целесообразно многократно повторять,  учитывая особенности обучения детей раннего возраста. Успешное обучение ребёнка происходит только на высоком эмоциональном фоне и при заинтересованности ребёнка. Большое количество частей позволяет удерживать внимание детей продолжительное время,  не утомляя их.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА  ( 1-3 года)

" Репка "

ОБОРУДОВАНИЕ: игрушечные репка,  лопатка, лейка,  дед, бабка,  внучка,  собачка,  кошка,  мышка,  лошадка. 

Воспитатель. Посадил дед репка. Каждый день ходил её поливать. Открыл ворота ( открыть рот), зашёл,  закрыл ворота (закрыть рот)полил репку,  пошёл домой. Выросла репка большая-пребольшая. ( Надуть щёки.) Взял дед лопатку (положить язычок на нижнюю губу), копал-копал, не выкопал, тянул-тянул,  не вытянул. Позвал дед бабку. Бабка в доме тесто для пирогов месит. ( Шлепать губами по язычку: пя-пя-пя.) Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали внучку, а внучка на дошадке скачет дедушке помочь. ( Цокать языком.) Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали Жучку.  Жучка спешит, торопится деду помочь, дышит тяжело. ( Открыть рот, вытянуть язык,  подышать, как собачка.)Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали кошку Мурку.  Кошка на крылечке молоко лакает.  (Показать язычок и спрятать.) Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали мышку,  а мышка спит в норке и не слышит, как её зовут. Давайте позовём все вместе: "Мышка!" Мышка проснулась, выглянула из норки, смотрит по сторонам, кто же её разбудил. (Открыть рот язычок "смотрит" влево-вправо.) Тянут-потянут, вытянули репку! Уродилась репка сладкая, крепкая и очень вкусная. (Облизать нижнюю и верхнюю губу.)

"Теремок"

ОБОРУДОВАНИЕ: игрушечные домик,  мышка,  лягушка,  заяц,  лиса, волк,  медведь. 

Стоял в лесу теремок, вот такой. (Сделать ладошками крышу.) Вокруг теремка был забор, вот такой. (Упражнение "Заборчик ".) В доме окошки - вот такие. (Открыть рот) Бежала по лесу мышка. Как мышка пищит? Пи-пи-пи. (Губки улыбаются.) Увидела мышка теремок,  постучала: т-т-т. Никто не отозвался. Зашла она в теремок,  стала коврики выбивать. (Шлепать по язычку губами: пя-пя-пя.) Устала,  легла отдохнуть. (Положить язычок на нижнюю губу.) Скачет лягушка: прыг-прыг. Видит теремок,  стучится: т-т-т. Спрашивает: "Кто в теремочке живёт?" - "Я, мышка-норушка,  заходи в теремок ". Зашла лягушка в теремок,  и стали они с мышкой печку разжигать.  (Дуть на язычок,  зажатый между губами.) Мимо скачет зайка прыг-скок.  (Поднять язычок вверх,  опустить вниз.) Пустили и зайчишку в теремок. Бежит по лесу лисичка и хвостиком следы заметает.  (Облизывать нижнюю губу влево-вправо.) Стала и лисичка жить в теремке. Идёт по лесу волк. Воет: у-у-у. (Губы вытянуть вперёд.) Смотрит по сторонам,  нет ли охотников.  (Язычок "смотрит " влево-вправо.) Пустили и волка в теремок. Вдруг раздался треск. Идёт медведь и мед слизывает. (Облизывать верхнюю губу сверху вниз.) Стал мишка в теремок залезать, но не поместился, забрался на крышу.  Теремок заскрипел х-х-х  и развалился. Все звери разбежались. 

"Сказка про мальчика Петю"

ОБОРУДОВАНИЕ: игрушечные Петя,  дом, лошадка, дудочка, кораблик. 

На поляне дом стоит. ( Показать крышу ладошками.) Ну а к дому путь закрыт. (Ладошки вместе - ворота.) Мы ворота открываем (развернуть ладошки), быстро к дому подбегает. (Стучать ладошками по коленкам.) В дверь стучимся: тук-тук-тук.  (Стучать кулачком по ладошке.) Кто-то к нам идёт на стук... Из домика выглядывает Петя. Петя улыбается,  целует мамочку.  (Улыбочка - "трубочка") Открыл Петя окошко (открываем рот) , выглянул на улицу,  посмотрел налево,  направо, вверх, вниз. (Язычком выполнять движения влево-вправо,  вверх-вниз.) Увидел Петя, что на улице хорошая погода,  и решил погулять.  Открыл Петя дверь,  она заскрипела: н-н-н, и вышел на улицу. Мальчик сел на дошадку и поскакал. (Цокать язычком.) Скакал-скакал и увидел качели. Захотел Петя покачаться.  (Язычок вверх-вниз.) Дальше поехал Петя и приехал в гости к бабушке.  Бабушка ему пирожки печёт. (Шлепать по язычку губами пя-пя-пя.) Пирожки вкусные, сладкие, Петя облизывается.  (Облизать языком губы.) Стал Петя бабушке на дурочке играть: у-у-у.  А потом он сел на корабль и поплыл домой,  корабль загудел: ы-ы-ы. 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

1. Ранний возраст (от 0 до 3 лет) - очень значимый для речевого развития ребёнка. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше,  чем в последующие годы. Задачи рода в этот период: помочь детям овладеть родным языком,  накопить значительный запас слов; научить произносить звуки. 

2. Чем больше родители будут разговаривать с ребёнком,  тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребёнку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимуло развития мозга в воздухе до 3 лет. Количество слов,  которые ребёнок слышит в течении дня,  определяет уровень его интеллекта и речевого развития. Причём слова эти должны исходить от тех, кто заботится о нем.  

3. В каких случаях проявлять беспокойство по поводу возможных нарушений речи у ребёнка?

● У ребёнка врождённые пороки развития органов речи: расщелины губы и нёба. 

● К 1,5-2 годам у ребёнка не появилось ни одного осмысленного слова.

● Ребёнок плохо понимает вашу речь,  когда не видит ваших губ. 

● Ребёнок не использует в общении мимику и жесты. 

● Ребёнок не понимает вашу речь,  не реагирует на собственное имя. 

● У ребёнка появляются похожие на слова формы,  но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми. 

● В речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки, запинки,  повторы слов,  нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха,  всхлипывания.

● Ребёнок говорит  "гнусаво" , с носовым оттенком. 

В этих случаях необходимо обратиться к логопеду за консультацией в 2 года, если были тяжёлые роды, асфиксия,  родовспоможение, тяжелое протекание беременности.

4. Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребёнка. 

● Разговаривать с ребёнком о том,  что вы делаете "здесь и сейчас", медленно и чётко. 

● Вести  "параллельный разговор" - "ритуал называния", когда ребёнок смотрит на предмет.

● Читать книги,  называть картинки,  обыгрывать стихи,  потешки, сказки. 

● Использовать приём дополнения детского высказывания. 

● Использовать приём объяснения: планирование,  начало, окончание действия. 

● Использовать приём,  взрослый начинает - ребёнок продолжает. 

● Петь песенки. 

● Не перегружать ребёнка чересчур сложными словами и фразами.  Говорить с ним на доступном уровне. 

● Нужно ли "сюсюкать"? Всему свое время.  В раннем возрасте такой язык просто необходим ребёнку,  обучает его формам слов, которые ему доступены.

● Поощрять активность ребёнка в рамках его возможностей. Излишняя опека подавляет ребёнка и ограничивает его развитие.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Закончи стихотворение

Изучение многозначности слов с детьми логопедической группы

Физкультминутки на разные звуки.