Развитие речи детей в Древней Руси
Почему наши дети так плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Давайте вернёмся к истокам древности, посмотрим на уклад жизни и привычки наших предков.
В стремительном XXl в. часто можно встретить детские книги с переделанными сказками на новый лад, в которых теряется педагогическая мысль древнерусской культуры. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть - резрешение любого конфликта.
Большую часть в умственном воспитании детей, развитии их познавательных потребностей и нравственных качеств играл детский фольклор. Это понятие вошло в науку сравнительно недавно, но глубокая древность многих произведений, относящихся к нему, не подлежит сомнению. Выделение их в самостоятельную область устного народного творчества объясняется педагогической функциональностью, проявлением особенностей детского миропонимания, большим своеобразием.
Детский фольклор условно можно разделить на три группы в плане их влияния на развитие речи, мвшления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Первая - произведения, созданные взрослыми для детей: колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, забавлялки, припевки. С их помощью ребёнок познавал родную речь, эстетически воспринимал окружающий мир. Вторая группа пополнялась за счёт произведений, утративших свое значение в жизни взрослых, переработанных в соответствии с психодогией детского возраста (заклички, песни-хороводы, колядки, сказки, загадки). Третья - произведения, созданные самими детьми, - специальная детская субкультура, которая выражала мысли, чувства, эмоции, характеризовала занятия (прибаутки, считалки, скороговорки, прозывалки, поддевки, песенки сказочного содержания, дразнилки). Охарактеризуем некоторые из них.
КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ
Колыбельные песни - первые поэтические произведения, обращенные к ребёнку. Под их влиянием малыш познаёт звуки речи, начинает понимать обращения к нему матери, отдельные явления в окружающей его среде.
ПЕСТУШКИ И ПОТЕШКИ
Пестушки и потешки - короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения ребёнка в первые месяцы жизни. Свое название они получили от слов пестовать, тешить, известных с давних пор. Пестушки способствуют развитию у детей раннего возраста речи, эмоциональных свойств, эстетических чувств, ориентировочной основы детского сознания и самосознания.
СКАЗАКИ
Характерная педагогическая особенность сказок состоит в том, что добрые действия героев - Лебедя, Ёжика, Медведя, Мороза и других - помогают ребёнку развивать предметно-образное мышление. Обладая величайшей воспитательной силой, сказки способствуют удвоению ребёнком особенностей народно-поэтической речи, приводят в движение его воображение, душевные силы. Как верно подметил К.Д.Ушинский , сказки - это проявление педагогического гения народа.
ЗАГАДКИ
Среди средств умственного воспитания загадкам отвалилось едва ли не первое место. Отгадывание загадок требовало усиленной мыслительной деятельности, напряжения ума, всестороннего мысленного охвата тех или иных явлений природы, предметов, сравнений. Приятно считать, что наиболее древние загадки связаны с построением мира, небесными светилами, сменой дня и ночи, громом, ветром, которые человеку представлялись живыми существам. Эти загадки сохранили языческое понимание сил природы.
Подбор загадок соответствовал возрасту детей. С их ростом загадки из предмета развлечения и развития речи начинали выполнять новую функцию - источника знаний. Подбирались более сложные по содержанию загадки, которые расширяли представления детей об окружающем мире. Воспитательной функции содействовали лежащие в основе загадки яркость, конкретность факта или предмета, что соответствовало особенностям детского мышления. Характерно, что известный исследователь русского фольклора Д.Н.Садовников, собиравший загадки в русских деревнях, следуя народной традиции, также группировал их по тематике. Сопоставляя эти факты, можно заключить, что вечера загадок являлись своеобразными уроками умственного воспитания и средствами развития познавательных способностей детей.
Особое место занимали загадки-задачи. Многие из них начинались словами: "Летело стадо гусей...". Для подсчёта количества птиц требовалось проведение в уме и при помощи пальцев счетных операций, верное рассуждение, смекалка. Удачная отгадка считалась признаком ума и сообразительности. Чтобы вызвать интерес к загадкам, развивать пытливость, им придавали ритмичность, вид умной игры и забавы.
Загадки использовались древнерусскими учителями в процессе обучения детей. На стенах Киевского и Новгородского соборов Софии были обнаружены записи загадок учениками. Содержание этих загадок основано на тексте Псалтыри - основной для того времени учебной книги в школах грамоты.
СКОРОГОВОРКИ
Скороговорка - жанр устного народного творчества. Это короткие речения с повторением трудно выговариваемых отдельных звуков, которые предназначались для детей с дефектами речи с целью устранения этого недостатка.
Скороговорки издавна использовались в "народной" логопедии для исправления у детей нарушения речевой артикуляции, картавости, "проглатывания" окончания слов, гугнивости (произношения слов в нос) и др. О гугнивых, например, упоминается в "Повести временных лет". Наиболее распространенным методом исправления речи было повторение в след за взрослыми правильного произношения звуков животных и птиц. С ростом ребёнка родители переходили к скороговоркам. Незатейливые речения выполняли и другую функцию. В детских играх, забавах на быстрое произношение скороговорок они становились источником юмора, смеха, веселья. Благодаря скороговоркам дети учились быстро, чётко и правильно говорить!
Бобр добр до бобра.
Выдерни лычко из-под кочедычка.
Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.
У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом да все с творогом.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха!
Бык тупогуб, у быка губа тупа.
Бежит лиса по шесточку: лизни лиса песочку!
Рыла свинья тупорыла, белорыла, весь двор перерыла, вырыла пол рыла.
Летят три пичужки через три пустые избушки.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
В системе воспитания XI-XIII вв. пословицы формировали ценностную ориентацию детского сознания, выполняли функцию стимулов к учению, наставлений о пользе книжных знаний, активизировали способности детей.
Молодой работает, старый ум даёт.
У доброго дядьки добры и детятки.
Полна хата детей, так счастье в ней.
Доброе братство сильнее богатства.
С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
Добрая мать для своих детей, а земля для всех людей.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает.
Добро творить - себя веселить.
Злой человек - как уголь, если не жжёт, то чернит.
Пророк Наум наставит на ум.
В помощь родителям и детям была разработана система правил-наставлений в форме пословиц и поговорок, являвшаяся устным учебником нравственного воспитания. У В.И.Даля находим свод этих народно-поэтических моральных стандартов: "От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет", "В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив", "Не стыдно молчать, когда нечего сказать".
Таким образом, на логопедических занятиях наряду с современными методиками обучения необходимо использовать опыт многих поколений оставивших нам в наследство духовное богатство, которое мы должны беречь и приумножать для наших потомков. Наша мудрость всегда заключается в любви и доброте.
Комментарии
Отправить комментарий