Консультация для родителей: "Развитие дыхания у дошкольников"
Для воспитания правильной звучной речи уже в дошкольном возрасте необходима работа над правильным дыханием. У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:
1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких и стеснительных.
2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом. Нередко из-за этого он не договаривает, "заглатывает" конец слова или фразы.
3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребёнок вдыхает в середине слова.
4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с "захлебыванием"
5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
Родителям надо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. Недочёты детского дыхания преодолеваются:
○ Развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
○ Выработкой у детей умений правильно дышать в процессе речи.
То и другое достигается в младшем дошкольном возрасте исключительно в игре, а в среднем и старшем - отчасти и через гимнастику.
Эта гимнастика начинается со специальных упражнений, в которых вдох и выдох носом чередуется со вдохом и выдохом ртом, например: вдох носом - выдох ртом; вдох - выдох носом; вдох - выдох ртом.
Постепенно упражнения усложняются и дети учатся произносить на одном выдохе сначала слова, например: "Один ", затем "Один, два", далее "Один, два, три", а затем предложение с постепенным наращиванием числа слов в нём. Например, ребёнок на выходе произносит: " Хорошо ", затем " Хорошо пахнет ", " Хорошо пахнет цветок " и т.д.
При систематическом применении этих управлений дошкольник начинает ощущать разницу в направлении воздушной струи и учится правильно направлять её.
Выработке правильной воздушной струи способствуют также упражнения, связанные с дутьём. Их нужно проводить в форме игры, внося элементы соревнования. Часть игрушек, можно изготовить вместе с детьми. Это бабочки, вертушки, цветки, метёлочки, выполненные из бумаги или ткани. Можно использовать полоски бумаги, прикреплённые к деревянным палочкам, ватные шарики на ниточках, лёгкие бумажные фигурки и т.п.
Дуть можно также на лёгкие пластиковые игрушки, плавающие в воде.
Хорошее упражнение - дутье через трубочку в бутылку с водой. От дутья вода начинает бурлить, это увлекает детей. По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. Нужно показать ребёнку, что выдох должн быть ровным и длительным.
Можно предложить детям дуть на шарики или карандаши, лежащие на гладкой поверхности так, чтобы они перекатыаались.
Так же можно организовать игру в " мыльные пузыри ". Подобных упражнений очень много. Более трудным из них является игра на духовых инструментах. Родителям следует иметь ввиду, что дыхательные упражнения быстро утомляют. Могут вызвать головокружение. Поэтому их обязательно надо чередовать.
Читая детям сказку, стишки, взрослые должны сами соблюдать правильное спокойное дыхание: перед каждой фразой ( она не должна быть длинной): 2-3 слова для самых маленьких, 3-5 для 3-4х лет, 4-6 для детей постарше, не торопясь, вдыхать через рот.
Ребёнок незаметно для себя подражает старшим и привыкает правильно пользоваться речевым дыханием. Ребёнок, подражая взрослым, вместе с ним поёт песни, декламирует стихи под маршировку с соблюдением правильного дыхания. Перед фразой довольно быстрый вдох через рот и медленный, спокойный выдох во время произнесения или пения.
Развитию дыхания очень помогает чтение стихотворений под маркировку и с дыханием под команду "вдох" после каждой строки. Для этого надо подобрать стихотворения, подходящие для этой цели по содержанию и по форме. Например, дети стоят по кругу и поговаривают стихотворение с движениями:
ДОЖДИК, ДОЖДИК - руки согнуть на уровне груди , перебирая пальцами, попеременно опускать вниз то правую, то левую руку, имитируя дождь.
ЧТО ТЫ ЛЬЕШЬ? - руки согнуть на уровне груди локти чуть подняты в стороны, кисти рук делают вращательные движения снизу вверх в стороны - ЧТО. Указательное движение правой рукой - ТЫ. Слегка развести руки в стороны - ЛЬЕШЬ.
ПОГУЛЯТЬ НАМ - правой рукой сделать широкий жест слева направо на уровне груди, как бы показывая на все ребят. Оба слова произносятся на одном движении.
НЕ ДАЁШЬ - отрицательный жест правой рукой на уровне груди и покачивание головой.
Я ВОДОЮ ДОЖДЕВОЮ - указательное движение на себя - Я. Переходит в давящее движение руками вперёд- ВОДОЮ. Переход в следующее движение, имитирующее дождь - ДОЖДЕВОЮ.
ЗЕМЛЮ МОЮ, МОЮ, МОЮ - небольшим движением раскрыть ладони рук вперёд и в стороны, а затем на каждое слово "мою" плавно покачивать корпусом и руками вправо - влево.
Комментарии
Отправить комментарий