СОЧИНИ СКАЗАКУ
К сожалению, современные дети, освоив технический навык чтения, часто самостоятельно читать не хотят, потому что не увлечены чтением, не понимают в чем прелесть этой деятельности, требующей усидчивости и умственных усилий. К тому же детей стали в школе и дома постоянно ЗАСТАВЛЯТЬ читать. А заставлять ребёнка что-то делать - значит ОТУЧАТЬ его от этого. Наконец, свою, в данном случае отрицательную, роль играют и компьютерные игры. А не читая, малыш не сможет полноценно развивать свой интеллект, воображение, не научатся разбираться в людях и даже, скорее всего, не усвоит многих нравственных норм.
ПОИГРАТЬ В СЛОВА
Видимо, главная проблема родителей детей-дошкольников - не обучить детей техническому навыку чтения (это не главное), а увлечь чтением и воспитать у него литературный вкус. Как же это сделать?
Педагог и детский поэт В.А.Левин доказал, что нормальное литературатурное развитие ребёнка идёт от самостоятельного литературатурного и языкового творчества к чтению, а не наоборот. Ребёнок должен с начала играть с художественными средствами языка, со словом, чтобы ощутить прелесть этой игры. Прежде всего развивать воображение, придумывают несложные тексты, интересные слова, сравнения, шутки, описания. Так что те методы обучения и развития детей которые будут предлагаться здесь, нужно для профилактики нелюбви к чтению.
ПРИДУМЫВАЙ ПРОЗВИЩЕ
Для этой игры нужны картинки и фотографии разных животных и людей: их должно быть довольно много, и лучше с характерной внешностью. Задача - придумать каждому персонажу смешное, интересное и подходящее к его внешности прозвище. Правило то же: пусть ребёнок сочиняет сам, а вы - только если у него не получается.
КТО ЭТО?
В данной игре все наоборот: прозвище есть, но не известно что это и как это выглядит. Вот и нужно себе представить и описать невидимое существо.
ЭТО ПОХОЖЕ НА...
Ребёнок выходит из комнаты, потом заходит , а вы ему говорите: " Это похоже на..." (допустим на дерево) - он должен отгадать о чем идёт речь. Загадывать можно только то, что есть в комнате и что можно непосредственно увидеть. Потом можно поменяться ролями.
ЗАКОНЧИМ СТИХОТВОРЕНИЕ
Такая игра в объяснениях не нуждается. Понятно, качество рифм тут не важно: было бы смешно и интересно. Вот примеры: Съел сегодня Людоед двадцать порций на обед: Ел он .............................( дальше о том, что и кого он ел)
Злой сегодня ходит Кот, Несмотря на новый год: (надо объяснить почему)
Толстый старый Бегемот Проглотил ежа и Вот: ( что было дальше?)
ВЕСЁЛАЯ ТРАГЕДИЯ
На этот раз нужно придумать хороший конец для страшного рассказа. Возможый сюжет: "Охота на удава"
Однажды мы с папой, мамой и сестрёнкой Шурой шли на озеро через лес, по тропинке. Там растут высокие ели и сосны, некоторые деревья упали и лежат на земле с вывороченными корнями, похожие на толстые щупальца. Мы всегда стараемся быстрее пройти через этот лес. И вот идём по тропинке, и вдруг я вижу у дерева огромную змею. Она вернулась к кольцо и явно собиралась напасть на нас. В длину эта змеюка была метров 10 и толщиной- в детскую руку. Какого она была цвета, разобрать было трудно, но мне показалось, что она чёрная. Её голова была поднята вверх и прокачивалась. Я закричал: Папа, мама, Шурика! Бегите!!!Что такое? Куда? Спросил папа. Бежим скорее! Тут ужасная змея! Она хочет на нас напасть! Мама и Шура мне сразу поверили. А папа присмотрелся к змее, ничего не сказал и пошёл прямо к ней. Подошёл к змее, наклонился и вдруг как начал хохотать. Потом поднял змею и поднёс к нам. А змея ничего, даже не шипит! Папа подошёл ко мне и надел змею прямо на меня. Я ужасно испугался, а мама почему-то начала смеяться. Шурка протянула руку , потрогала змею и тоже захихикала. Тут я скосил глаза, смотрю, а на моих плечах лежит старый резиновый шланг....
НЕБЫВАЛЬЩИНА
Помните фольклорное: "Ехала деревня мимо мужика, вдруг из под собаки лают ворота". В таком стиле и надо выдумывать - так как заведомо не бывает.
У БАБУШКИ АНТОСИ
Жила-была очень странная старушка Антося. У неё все наоборот. Собака Шарик спит на кровати, а сама бабушка на коврике. Во дворе на цепи сидит старая курица Рябуня: дом охраняет. Если идёт кто-то чужой, Рябуня рычит и даже лает. И т.д.
Важно чтобы малыш увидел, что вам такая игра интересна. Увлечённость - состояние заразительное.
КЛУБ СОЧИНИТЕЛЕЙ
В игре могут участвовать и дети (4 летнего возраста) и взрослые. Постарайтесь заинтересовать ребёнка, у него должно быть ощущение, что он это делает сам или почти сам, а не просто получает что-то готовое от мамы.
Пусть это будет для ребёнка приятным моментом, удовольствием, поощрением и наградой. Предлагается несколько сюжетов.
ДВА ПОРОСЁНКА
Жили были два поросёнка. Хрюк и Хряк. У Хрюка хвостик длинный, закрученный в колечко, а у Хряка - короткий и прямой. В остальном они похожи: оба розовые, оба весёлые, оба проказники, оба очень любили покушать.
Дальше может следовать рассказ о том, как Хрюк отправился на базар, а Хряк остался ждать его дома. Но, к сожалению, Хрюк забыл на кухонном столе кошелёк с деньгами. Только на базаре поросёнок обнаружил, что денег то у него и нет. Вместо того, чтобы покупать еду, он стал ходить по рынку и все пробовать, везде съедая половину товара. Рассеженные торговцы хотели его прогнать, но он и сам решил убежать. А Хряк в это время от скуки съедает все, что было в домашнем холодильнике...
Все это вы сочиняете вместе с ребёнком. Можно использовать разные детали, весело и интересно.
ДЕВОЧКА АЛИНА И ЕЕ ИГРУШКИ.
У маленькой Алиночки были четыре любимые игрушки. трехногая деревянная лошадка с одной сломанной ногой; старый плюшевый медвежонок, у которого один глаз был чёрный, а другой белый; кот копилка, толстый как чайник и тяжёлый. Заводная лягушка, из спинки у которой торчит металлический ключик, повернешь его и лягушка запрыгает.
Как-то раз Алиночка пошла в детский сад, а игрушкам без нее стало скучно. Тогда медведь предложил: Пошли погуляем! Сказано - сделано : игрушки вывезли в окно и пошли гулять...
РАСПРЕДЕЛИМ РОЛИ
Как видите, выдумывать подобные сюжеты - дело совсем не сложное. Просто как-нибудь попробуйте сделать это, и вы убедитесь, что все пойдёт буквально как по маслу. Учтите, что в данном случае литературное качество сочинений абсолютно не имеет значения. Тут важно другое - придумать не только действие, но и описать участников происходящих событий, включить в текст диалоги, попытаться рассказать о чувствах и переживаниях героев. На первых порах заботу обо всем об этом придётся взять на себя маме, папе или бабушке. Ребёнок же пусть сочиняет действие, постепенно включая в него другие элементы.
Комментарии
Отправить комментарий