СОЧИНИ СКАЗАКУ

К сожалению, современные дети, освоив технический навык чтения, часто самостоятельно читать не хотят, потому что не увлечены чтением, не понимают в чем прелесть этой деятельности, требующей усидчивости и умственных усилий. К тому же детей стали в школе и дома постоянно ЗАСТАВЛЯТЬ читать. А заставлять ребёнка что-то делать - значит ОТУЧАТЬ его от этого. Наконец,  свою,  в данном случае отрицательную, роль играют и компьютерные игры. А не читая, малыш не сможет полноценно развивать свой интеллект, воображение, не научатся разбираться в людях и даже, скорее всего, не усвоит многих нравственных норм. 

ПОИГРАТЬ В СЛОВА
Видимо,  главная проблема родителей детей-дошкольников  -  не обучить детей техническому навыку чтения (это не главное), а увлечь чтением и воспитать у него литературный вкус. Как же это сделать?
Педагог и детский поэт В.А.Левин доказал, что нормальное литературатурное развитие ребёнка идёт от самостоятельного литературатурного и языкового творчества к чтению, а не наоборот. Ребёнок должен с начала играть с художественными средствами языка, со словом, чтобы ощутить прелесть этой игры. Прежде всего развивать воображение, придумывают несложные тексты,  интересные слова, сравнения,  шутки, описания. Так что те методы обучения и развития детей которые будут предлагаться здесь,  нужно для профилактики нелюбви к чтению.

ПРИДУМЫВАЙ ПРОЗВИЩЕ

Для этой игры нужны картинки и фотографии разных животных и людей: их должно быть довольно много, и лучше с характерной внешностью. Задача  - придумать каждому персонажу смешное, интересное и подходящее к его внешности прозвище. Правило то же: пусть ребёнок сочиняет сам, а вы - только если у него не получается. 

КТО ЭТО?

В данной игре все наоборот: прозвище есть,  но не известно что это и как это выглядит. Вот и нужно себе представить и описать невидимое существо.

ЭТО ПОХОЖЕ НА...

Ребёнок выходит из комнаты, потом заходит , а вы ему говорите: " Это похоже на..." (допустим на дерево) - он должен отгадать о чем идёт речь. Загадывать можно только то, что есть в комнате и что можно непосредственно увидеть. Потом можно поменяться ролями. 

ЗАКОНЧИМ СТИХОТВОРЕНИЕ

Такая игра в объяснениях не нуждается. Понятно,  качество рифм тут не важно: было бы смешно и интересно. Вот примеры: Съел сегодня Людоед двадцать порций на обед: Ел он .............................( дальше о том,  что и кого он ел)
Злой сегодня ходит Кот, Несмотря на новый год: (надо объяснить почему)
Толстый старый Бегемот Проглотил ежа и Вот: ( что было дальше?)

ВЕСЁЛАЯ ТРАГЕДИЯ 

На этот раз нужно придумать хороший конец для страшного рассказа. Возможый сюжет: "Охота на удава" 
Однажды мы с папой,  мамой и сестрёнкой Шурой шли на озеро через лес, по тропинке. Там растут высокие ели и сосны, некоторые деревья упали и лежат на земле с вывороченными корнями,  похожие на толстые щупальца. Мы всегда стараемся быстрее пройти через этот лес. И вот идём по тропинке,  и вдруг я вижу у дерева огромную змею. Она вернулась к кольцо и явно собиралась напасть на нас. В длину эта змеюка была метров 10 и толщиной- в детскую руку. Какого она была цвета,  разобрать было трудно, но мне показалось, что она чёрная. Её голова была поднята вверх и прокачивалась. Я закричал: Папа,  мама,  Шурика! Бегите!!!Что такое? Куда? Спросил папа. Бежим скорее! Тут ужасная змея! Она хочет на нас напасть! Мама и Шура мне сразу поверили. А папа присмотрелся к змее,  ничего не сказал и пошёл прямо к ней. Подошёл к змее, наклонился и вдруг как начал хохотать. Потом поднял змею и поднёс к нам. А змея ничего,  даже не шипит! Папа подошёл ко мне и надел змею прямо на меня. Я ужасно испугался, а мама почему-то начала смеяться. Шурка протянула руку , потрогала змею и тоже захихикала. Тут я скосил глаза,  смотрю,  а на моих плечах лежит старый резиновый шланг....

НЕБЫВАЛЬЩИНА

Помните фольклорное: "Ехала деревня мимо мужика, вдруг из под собаки лают ворота". В таком стиле и надо выдумывать - так как заведомо не бывает. 

У БАБУШКИ АНТОСИ

Жила-была очень странная старушка Антося. У неё все наоборот. Собака Шарик спит на кровати, а сама бабушка на коврике. Во дворе на цепи сидит старая курица Рябуня: дом охраняет. Если идёт кто-то чужой, Рябуня рычит и даже лает. И т.д. 
Важно   чтобы малыш увидел,  что вам такая игра интересна. Увлечённость - состояние заразительное. 

КЛУБ СОЧИНИТЕЛЕЙ

В игре могут участвовать и дети (4 летнего возраста) и взрослые. Постарайтесь заинтересовать ребёнка, у него должно быть ощущение,  что он это делает сам или почти сам,  а не просто получает что-то готовое от мамы. 
Пусть это будет для ребёнка приятным моментом, удовольствием, поощрением и наградой. Предлагается несколько сюжетов.

ДВА ПОРОСЁНКА 
Жили были два поросёнка. Хрюк и Хряк. У Хрюка хвостик длинный, закрученный в колечко,  а у Хряка - короткий и прямой. В остальном они похожи: оба розовые, оба весёлые, оба проказники,  оба очень любили покушать. 
Дальше может следовать рассказ о том, как Хрюк отправился на базар, а Хряк остался ждать его дома. Но, к сожалению,  Хрюк забыл на кухонном столе кошелёк с деньгами. Только на базаре поросёнок обнаружил,  что денег то у него и нет. Вместо того, чтобы покупать еду,  он стал ходить по рынку и все пробовать, везде съедая половину товара. Рассеженные торговцы хотели его прогнать,  но он и сам решил убежать. А Хряк в это время от скуки съедает все, что было в домашнем холодильнике...
Все это вы сочиняете вместе с ребёнком. Можно использовать разные детали,  весело и интересно. 

ДЕВОЧКА АЛИНА И ЕЕ ИГРУШКИ. 

У маленькой Алиночки были четыре любимые игрушки. трехногая деревянная лошадка с одной сломанной ногой; старый плюшевый медвежонок,  у которого один глаз был чёрный,  а другой белый; кот копилка, толстый как чайник и тяжёлый. Заводная лягушка, из спинки у которой торчит металлический ключик, повернешь его и лягушка запрыгает.
Как-то раз Алиночка пошла в детский сад, а игрушкам без нее стало скучно. Тогда медведь предложил: Пошли   погуляем! Сказано - сделано : игрушки вывезли в окно и пошли гулять...

РАСПРЕДЕЛИМ РОЛИ 
Как видите,  выдумывать подобные сюжеты - дело совсем не сложное. Просто как-нибудь попробуйте сделать это, и вы убедитесь, что все пойдёт буквально как по маслу. Учтите,  что в данном случае литературное качество сочинений абсолютно не имеет значения. Тут важно другое - придумать не только действие, но и описать участников происходящих событий, включить в текст диалоги, попытаться рассказать о чувствах и переживаниях героев.  На первых порах заботу обо всем об этом придётся взять на себя маме, папе или бабушке. Ребёнок же пусть сочиняет действие, постепенно включая в него другие элементы. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Закончи стихотворение

Изучение многозначности слов с детьми логопедической группы

Физкультминутки на разные звуки.