Развитие логики и речи у детей
ЛОГИКА - наука о законах и формах такого мышления , которое отличается строгой определённостью, починяется логическим законам.
Для развития логики обязательна тренировка.
Основными логическими приёмами являются: сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, конкретизация.
1) СРАВНЕНИЕ - логический приём, с помощью которого устанавливаются сходство и различие предметов.
2) АНАЛИЗ И СИНТЕЗ
Анализ - логический приём, с помощью которого ребёнок мысленно расчленяет предмет на части.
Синтез - логический приём, с помощью которого ребёнок мысленно соединяет в одно целое расчленённые в анализе отдельные части предмета.
Анализ и синтез - два логических приёма, всегда неразрывно связанных друг с другом.
3) АБСТРАГИРОВАНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ
Абстрагирование - логический приём, с помощью которого ребёнок мысленно выделяет существенные свойства предметов и отвлекается от признаков , в данный момент несущественных . Абстрагируясь, ребёнок выделяет общие признаки и тем самым мысленно объединяет эти предметы в группы и классы по их общим и при том существенным признакам.
4 ) КОНКРЕТИЗАЦИЯ - логический приём, с помощью которого ребёнок всесторонне познаёт единичные предметы. Познание окружающей среды у ребёнка начинаются с формирования понятий.
Понятия выражаются в словах. Речь позволяет отвлекаться от познаваемого предмета, выражая то или иное свойство, представление о нём в слове.
Развитие логики и речи дошкольника и младшего школьника - одна из важнейших составных частей его психического развития. Ядром является логические приёмы ( сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, обобщение и конституция). Овладение логическими приёмами определяет лёгкость и быстроту установления причинно-следственных связей и развивает речевую активность ребёнка.
ИГРА НА РАЗВИТИЯ ЛОГИКИ И РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО САДА ( средняя группа)
Игра: "Так бывает или нет"
Цель. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: " Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот, после того как я закончу рассказ, скажет, почему так не может быть ".
Примерные рассказы:
1) Наступила лето. Ярко светило солнце, и мы с ребятами вышли на прогулку. Слепили снеговика и стали играть в снежки.
2) Пришла весна. Выпал снег. Дети развеселить на деревьях скворечники. Птицы в них поселились, и стало всем весело.
3) У Никиты сегодня день рождения. Он принёс в детский сад угощение: солёные конфеты, яблоки и сладкие лимоны. Дети ели и удивлялись. Чему они удивлялись?
4) Наконец пришла зима. Ребята обрадовались первому снегу Они надели шорты и майки и выбежали на улицу. Там они стали пускать кораблики и ловить бабочек.
ИГРА НА РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ И РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО САДА ( старшая группа)
Игра: " Нарисуй вывеску "
Цель: Учить классифицировать предметы по разным признакам. Учить понимать символику и её спицифику видеть её основные качества - образность, краткость, обобщённость.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку, изображающую магазин "Овощи", и говорит: " Чтобы знать, что продаётся в этом магазине, не обязательно заходить в него. Достаточно посмотреть на вывеску , и станет ясно, что это за магазин. Так, для этого магазина вывеской могут быть нарисованные отдельно овощи ( Показывает картинки.) - морковь, лук и т.п. или несколько предметов сразу. Если мы увидим вот такие вывески ( Показывает картинки, на которых изображены батон хлеба, булка, бублик, пряник.) Дети отвечают, что это булочная, пекарь. Воспитатель продолжает: " А если мы увидим вот такое вывески ( Показывает картинки с куклой, машиной, матрёшкой, лошадкой, пирамидкой.) Ответы детей: " Игрушечный магазин ", " Детский мир".
Затем педагог показывает витрину обувного магазина и предлагает подумать, какие вывески сюда подойдут. Каждое предложение детей обсуждается. Игра продолжается, ребята придумывают вывески к магазину "Одежда" и хозяйственному, парикмахерской, аптеке.
Далее воспитатель действует следующим образом: убирает все картинки и вывески и предлагает приготовить детям карандаши и листы белой бумаги. Даёт задание самостоятельно нарисовать вывеску к магазину " Овощи". Когда все вывески будут готовы, он вместе с ребятами выбирает лучшую.
УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ И РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО САДА (подготовительная группа)
Упражнение " Математические загадки"
Цель. Тренировать детей по признакам предмета находить нужное название.
Описание упражнения. Воспитатель читает загадки, дети находят подходящие картинки:
¤ 4 крыла, а не бабочка. Крыльями машет, а ни с места. Что это такое? ( Ветряная мельница)
¤ Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (Вилка)
¤ Дом без окон и дверей, в нем много кругленьких детей, в темноте проводят дни.....Угадайте, кто они? ( Горошины в стручке)
¤ Для 5 мальчиков 5 чуланчиков, а выход один. Что это? ( Перчатка )
¤ Один ствол, много ветвей, а на веточках - много гостей. (Дерево)
¤ Что становится легче, когда его надувают? (Резиновый шарик)
¤ На 4 ногах стою, ходить же вовсе не могу. (Стол)
¤ Этот конь не ест овса, вместо ног - 2 колёса. Сядь, верхом да мчись на нём, только лучше правь рулём! ( Велосипед)
¤ На 2 пальца меня надевают и что нужно мною разрезают. ( Ножницы)
¤ Спинка, доска и 4 ноги - что задумано? Скорей назови! (Стул)
¤ 8 ног, как 8 рук, вышивают шёлком круг. Мастер в деле знает толк. Покупайте шёлк, шёлк! ( Паук )
¤ 5 братьев: годами равные, ростом разные. ( Пальцы )
¤ Один сторож, много веток, все по горнице гуляют, сор повсюду собирают. (Веник).
Комментарии
Отправить комментарий