Развитие логики и речи у детей

 ЛОГИКА - наука о законах и формах такого мышления , которое отличается строгой определённостью, починяется логическим законам.

Для развития логики обязательна тренировка. 

Основными логическими приёмами являются: сравнение, анализ и синтез,  абстрагирование и обобщение,  конкретизация.

1) СРАВНЕНИЕ - логический приём, с помощью которого устанавливаются сходство и различие предметов. 

2) АНАЛИЗ И СИНТЕЗ 

Анализ  - логический приём,  с помощью которого ребёнок мысленно расчленяет предмет на части. 

Синтез - логический приём,  с помощью которого ребёнок мысленно соединяет в одно целое расчленённые в анализе отдельные части предмета.

Анализ и синтез - два логических приёма, всегда неразрывно связанных друг с другом.

3) АБСТРАГИРОВАНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ 

Абстрагирование  - логический приём,  с помощью которого ребёнок мысленно выделяет существенные свойства предметов и отвлекается от признаков , в данный момент несущественных . Абстрагируясь, ребёнок выделяет общие признаки и тем самым мысленно объединяет эти предметы в группы и классы по их общим и при том существенным признакам. 

4 ) КОНКРЕТИЗАЦИЯ - логический приём,  с помощью которого ребёнок всесторонне познаёт единичные предметы. Познание окружающей среды у ребёнка начинаются с формирования понятий. 

Понятия выражаются в словах. Речь позволяет отвлекаться от познаваемого предмета, выражая то или иное свойство, представление о нём в слове.

Развитие логики и речи дошкольника и младшего школьника - одна из важнейших составных частей его психического развития. Ядром является логические приёмы ( сравнение,  анализ и синтез,  абстрагирование,  обобщение и конституция). Овладение логическими приёмами определяет лёгкость и  быстроту установления причинно-следственных связей и развивает речевую активность ребёнка.

ИГРА НА РАЗВИТИЯ ЛОГИКИ И РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО САДА ( средняя группа)

Игра: "Так бывает или нет"

Цель. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры. Обращаясь к детям,  воспитатель объясняет правила игры: " Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать.  В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает.  Кто заметит, тот, после того как я закончу рассказ, скажет,  почему так не может быть ".

Примерные рассказы:

1) Наступила лето. Ярко светило солнце,  и мы с ребятами вышли на прогулку. Слепили снеговика и стали играть в снежки. 

2) Пришла весна.  Выпал снег. Дети развеселить на деревьях скворечники. Птицы в них поселились, и стало всем весело. 

3) У Никиты сегодня день рождения.  Он принёс в детский сад угощение: солёные конфеты,  яблоки и сладкие лимоны. Дети ели и удивлялись.  Чему они удивлялись?

4) Наконец пришла зима.  Ребята обрадовались первому снегу Они надели шорты и майки и выбежали на улицу.  Там они стали пускать кораблики и ловить бабочек.


ИГРА НА РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ И РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО САДА ( старшая группа)

Игра: " Нарисуй вывеску "

Цель: Учить классифицировать предметы по разным признакам.  Учить понимать символику и её спицифику видеть её основные качества - образность,  краткость,  обобщённость. 

Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку,  изображающую магазин "Овощи", и говорит: " Чтобы знать,  что продаётся в этом магазине,  не обязательно заходить в него. Достаточно посмотреть на вывеску , и станет ясно,  что это за магазин.  Так, для этого магазина вывеской могут быть нарисованные отдельно овощи ( Показывает картинки.) - морковь,  лук и т.п. или несколько предметов сразу. Если мы увидим вот такие вывески ( Показывает картинки, на которых изображены батон хлеба, булка, бублик,  пряник.) Дети отвечают,  что это булочная,  пекарь. Воспитатель продолжает: " А если мы увидим вот такое вывески  ( Показывает картинки с куклой,  машиной,  матрёшкой,  лошадкой,  пирамидкой.) Ответы детей: " Игрушечный магазин ", " Детский мир".

Затем педагог показывает витрину обувного магазина и предлагает подумать, какие вывески сюда подойдут. Каждое предложение детей обсуждается. Игра продолжается, ребята придумывают вывески к магазину "Одежда" и хозяйственному, парикмахерской, аптеке. 

Далее воспитатель действует следующим образом: убирает все картинки и вывески и предлагает приготовить детям карандаши и листы белой бумаги. Даёт задание самостоятельно нарисовать вывеску к магазину " Овощи". Когда все вывески будут готовы, он вместе с ребятами выбирает лучшую.


УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ И РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО САДА (подготовительная группа)

Упражнение " Математические загадки"

Цель. Тренировать детей по признакам предмета находить нужное название. 

Описание упражнения.  Воспитатель читает загадки, дети находят подходящие картинки:

¤ 4 крыла, а не бабочка.  Крыльями машет, а ни с места. Что это такое? ( Ветряная мельница)

¤ Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест.  Что это? (Вилка)

¤ Дом без окон и дверей,  в нем много кругленьких детей, в темноте проводят дни.....Угадайте,  кто они? ( Горошины в стручке)

¤ Для 5 мальчиков 5 чуланчиков, а выход один. Что это? ( Перчатка )

¤ Один ствол, много ветвей, а на веточках - много гостей. (Дерево)

¤ Что становится легче,  когда его надувают? (Резиновый шарик)

¤ На 4 ногах стою, ходить же вовсе не могу. (Стол)

¤ Этот конь не ест овса, вместо ног - 2 колёса. Сядь, верхом да мчись на нём, только лучше правь рулём! ( Велосипед)

¤ На 2 пальца меня надевают и что нужно мною разрезают. ( Ножницы)

¤ Спинка,  доска и 4 ноги - что задумано? Скорей назови! (Стул)

¤ 8 ног, как 8 рук, вышивают шёлком круг. Мастер в деле знает толк. Покупайте шёлк, шёлк! ( Паук )

¤ 5 братьев: годами равные, ростом разные. ( Пальцы )

¤ Один сторож, много веток, все по горнице гуляют, сор повсюду собирают. (Веник).

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Закончи стихотворение

Изучение многозначности слов с детьми логопедической группы

Физкультминутки на разные звуки.